Прибыль и предпринимательский риск

В условиях рыночных отношений использование показателя прибыли при оценке эффективности хо­зяйственной деятельности предприятия объ­ясняется следующими причинами. Во-первых, прибыль является основным источником жизнеспособности пред­приятия. Во-вторых, прибыль как стоимость прибавочного продукта создается за счет хорошо организованной взаимосвязи и взаимодействия всех под­разделений предприятия.

Величина прибыли зависит от труда основных производственных рабочих, а ее прирост – от сокращения текущих затрат вследствие по­вышения технической вооруженности промышленного предприятия, совершенствования структуры парка основного технологического оборудования в целях повышения доли прогрессивного оборудования и сокращения среднего возраста единицы установленного оборудования.

Между тем прибыль как абсолютная величина не пол­ностью отражает деятельность предприятия, связанную с производством и реализацией продукции, поскольку на нее оказывают влияние две группы факторов: факторы, зависящие от деятельности предприятия (формирование себестоимости и плановой цены, конкурентоспособ­ность продукции и уровень организации производства, производитель­ность труда и рациональное использование материальных и энергети­ческих ресурсов и т. п.); факторы, не зависящие от возможностей предприятия (уровень цен на используемые в производстве ресурсы и сырье, предложения на рынке, сокращение числа конкурентов и появление рыночных ниш и т. п.). Поэтому прирост прибыли обеспечивается при определенной вероятности риска. Риск и прирост прибыли, а также прибыль вообще – это объек­тивные условия товарного производства, т. е. рыночных отношений, которые тесно связаны между собой неопределенностью.

Для товаропроизводителя наиболее высокая степень вероятности при­ходится на риск возникновения потерь, что является следствием частых отклонений в сопряженности спроса и предложения, т. е. запланирован­ного изменения коэффициента ценовой эластичности спроса и предло­жения.

Например, при отсутствии достаточно объективной информации об экономической ситуации на рынке товаров производитель может пойти на расширение производства и увеличение объема какой-то номенклату­ры товара, что связано с определенной вероятностью риска. Если рынок к моменту появления дополнительного объема товара будет достаточно насыщен аналогичной продукцией, то возникнет перенасыщение (избыток) товаров, что приведет к сокращению объема реализации или сни­жению цен и, как следствие, возникновению потерь. Если на рынке на­блюдается дефицит, тогда товаропроизводителя ждет финансовый успех.

Таким образом, проблема риска в условиях рыночных отношений относится к одной из важнейших, особенно если все экономиче­ские процессы хозяйственной деятельности промышленного предприя­тия протекают в условиях нестабильности.

Риск может возникать в результате увеличения объема производ­ства, повышения ставки налога, изменения стоимости основных про­изводствен­ных фондов и оборотных средств.

Предпринимательский риск – это вероятностная оценка возмож­ности возникновения потерь в деятельности промышленного предпри­ятия. В экономической литературе выделяются три степени риска.

Допустимый риск возникает, когда потери от риска не превышают запланированной прибыли предприятия.

Критический риск отражает потери, величина которых превышает плановую прибыль.

Катастрофический риск – экономическая ситуация, когда потери от риска превышают плановую прибыль, а товаропроизводитель дол­жен реализовывать активы предприятия для возмещения убытков. Дан­ная степень риска является условием или причиной банкротства пред­приятия.

Степень риска может быть определена как отношение, где в числителе – чистая прибыль, а в знаменателе – коэффициент дисконтирования, скорректированный на временной интервал.

Каждое предприятие имеет определенные показатели риска, кото­рые устанавливаются экспертным путем, например, объем товарной и реализованной продукции, текущие издержки производства, процент­ная ставка кредита.

Влияние каждого из показателей риска оце­нивается с помощью коэффициента чувствительности, который пока­зывает, на сколько процентов изменится величина прибыли в отчет­ном году по сравнению с плановым при изменении значения одного из показателей риска на один процент при постоянном значении других показателей. Чем больше коэффициент чувствительности по данному показателю риска, тем сильнее его влияние на величину прибыли.

Наши рекомендации