Формы финансового регулирования
Вопросы по дисциплине «Основы финансов и бухгалтерского учета»
1. Финансы в системе рыночных отношений.
2. Функции финансов.
3. Финансовые ресурсы.
4. Формы финансового регулирования.
5. Финансовая система Украины, ее основные подсистемы и звенья.
6. Система управления финансами в Украине.
Централизованные финансы.
Внебюджетные фонды.
Финансовая инфраструктура.
Децентрализованные финансы.
Виды хозяйственного учета.
Предмет бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета.
Ф.-1 Бухгалтерский баланс.
Синтетический и аналитический учет.
Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.
Классификация счетов.
Роль и значение документов в бухгалтерском учете.
Классификация бухгалтерских документов.
Реквизиты документов.
Сущность документооборота.
Инвентаризация, ее виды.
Оборотные ведомости и их значение.
Виды учетных регистров
Способы исправления ошибок в учетных регистрах.
27. Формы бухгалтерского учета.
Порядок составления и пользователи финансовой отчетности.
29. Основные требования к составлению финансовой отчетности:
30. Состав годовой финансовой отчетности:
31. Ф.-2 Отчет о финансовых результатах
Ф.-3 Отчет о движении денежных средств
Ф.-4 Отчет о собственном капитале
Ф.-5 Примечания к отчетам
Методы анализа финансовой отчетности
Финансы в системе рыночных отношений.
Финансы – это отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств, и в этом понимании тесно связаны с развитием государства и товарно-денежного обращения.
Специфика финансов проявляется в том, что финансы всегда выступают в денежной форме, носят распределительный характер и отображают формирование и использование разных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности.
Предметом финансов являются предпринимательские и управленческие процессы субъектов ведения хозяйства микро- и макро уровней, связанные с мобилизацией, распределением и использованием финансовых ресурсов для получения прибыли (доходов) и обеспечения экономического, социального и политического развития государства.
Материальной основой существования финансов являются деньги. Деньги выполняют разные функции, основной из которых можно назвать функцию общего эквивалента – товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от денег финансы являются отношениями, то есть инструментом накопления и распределения общественного богатства, что осуществляется, в частности, с помощью денежных средств. При этом основное назначение финансов заключается в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить потребности государства и субъектов ведения хозяйства в денежных средствах, а также контроль их расходованием.
Финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы всегда связаны с правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются, субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.
Материальным источником финансов, является национальный доход (НД). Через два главных компонента национального дохода – фонды накопления и фонды потребления – происходят аккумуляция и распределение ресурсов общества, выравнивание пропорций и тенденций экономического развития, а также контроль за правильностью данных мероприятий.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:
- между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и реализации товаров и услуг;
- государством и предприятиями при уплате ими налогов;
- предприятием и гражданами при внесении ими налогов и платежей;
- отдельными звеньями бюджетной системы (государственный кредит, местные бюджеты, государственный бюджет и др.);
- предприятиями и банками в процессе расчетов с поставщиками, получения и возвращения кредитов;
- на самом предприятии и в государственных органах власти и т. п.
Функции финансов.
Назначение финансов проявляется через их функции. Традиционно выделяют две функции финансов – распределительную и контрольную. К названным функциям можно добавить функцию мобилизации финансовых ресурсов.
Распределительная функция финансов заключается в том, что с помощью финансового механизма распределяется и перераспределяется стоимость национального дохода между различными субъектами ведения хозяйства и направлениями целевого использования. Каждый вид финансового распределения обслуживается разными рынками финансовой системы:
- внутрихозяйственный рынок – финансами предприятий;
- межотраслевой и межтерриториальный рынки – государственным бюджетом, целевыми государственными фондами.
Благодаря распределительной функции обеспечивается оптимальное сочетание разных интересов в Украине (общегосударственных, коллективных, личных) и создаются стимулы для эффективного ведения хозяйства.
Контрольная функция находится в тесной связи с распределительной функцией.
Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами форм и содержания финансовых отношений и порядка осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Объектом финансового контроля является финансовая деятельность предпринимательских структур, бюджетных учреждений и организаций, которые осуществляют финансовую деятельность.
Предметом контроля являются финансовые операции, связанные с созданием и использованием фондов финансовых ресурсов.
Различают следующие виды финансового контроля:
- общегосударственный;
- ведомственный;
- внутрихозяйственный;
- общественный;
- независимый.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (налоговые инспекции, казначейство, министерство финансов и др.) Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.
Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.
Аудит – это независимый платный финансовый контроль, а также система предоставления платных услуг по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности. Аудит осуществляют аудиторские фирмы или отдельные самостоятельные аудиторы, которые имеют лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Значительное количество финансовой информации и отчетности предприятий в соответствии с существующими нормативными документами заверяется аудиторами.
Мобилизация финансовых ресурсов на уровне государственного и местных бюджетов связана с формированием налоговых отчислений и сборов, кредитных инвестиций, эмиссии ценных бумаг, неналоговых поступлений, государственной пошлины и др.
Мобилизация финансовых ресурсов на предприятиях – это образование денежных фондов для финансового обеспечения операционной и инвестиционной деятельности, выполнения финансовых обязательств перед государством и другими субъектами ведения хозяйства. В процессе формирования финансовых ресурсов предприятий важную роль играет определение оптимальной структуры их источников. Повышение части собственных средств влияет на финансовое состояние предприятий, и наоборот, высокая часть привлеченных средств усложняет финансовую деятельность предприятий, повышает финансовый риск.
Финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения стоимости общественного продукта в денежной форме и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения общегосударственных потребностей. Структура финансовых ресурсов представлена на рисунке.
Финансовые | ресурсы | ||||
стоимость чистого дохода, созданного в государстве | часть фонда потребления, который перераспределяется с помощью финансов | отчисления, включаемые в себестоимость продукции | |||
прибыль | прямые и косвенные налоги с населения, в том числе: подоходный налог с граждан, налог на промысел, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, местные налоги и сборы | амортизационные отчисления | |||
сборы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонд содействия занятости, во внебюджетные фонды местного самоуправления | отчисления на геологоразведочные работы, плата за воду и др. | ||||
доходы от внешнеэкономической деятельности. |
Рис. Структура финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы являются источником развития предприятий, государства и благосостояния населения. Основу финансовых ресурсов составляют средства, направленные в основные и оборотные средства предприятия, в бюджет государства и доходы населения. Финансовые ресурсы формируются за счет собственных и привлеченных средств.
Финансовые ресурсы общества разделяются на централизованные (государственные) и децентрализованные (финансовые ресурсы первичных хозяйственных звеньев). Соотношение между ними зависит от того, как формируются финансовые ресурсы на микроуровне (например, как распределяется прибыль предприятия) и на макроуровне (например, сколько налоговых платежей и отчислений уплачивают хозяйствующие субъекты, юридические и физические лица).
К государственным финансовым ресурсам относятся ресурсы бюджетной системы, ресурсы государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов местного самоуправления, а также ресурсы государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений).
Основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении является чистый доход хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, за счет которого формируются финансовые ресурсы как самого субъекта хозяйствования так и государства.
Формы финансового регулирования.
Существуют различные рычаги регулирования экономики. На макроуровне такими рычагами являются звенья финансовой системы: госбюджет, система страхования, кредитная система и др.
Главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне – финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства.
Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.
Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг.
Кредитование – способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях соблюдения принципов кредитования: обеспеченности, срочности, платности, целевого характера и возвратности.
Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.
Одним из важных институтов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективное направление инвестирования финансовых ресурсов, стимулирующие поощрительные фонды, бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.