В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: внешний и внутренний

Внешний аудит о с у щ е с т в л я е т с я на п л а т н о й основе с п е ц и а л и -зированными аудиторскими организациями, обладающими со­ответствующей лицензией и компетенцией, по договору с госу­дарственными налоговыми или другими органами, предприятия­ми, пользователями — банками, иностранными партнерами, ак­ционерами, страховыми обществами и т. д. В целях обеспечения единого подхода к качеству проверок, подготовки квалифициро­ванных кадров создаются различные объединения аудиторских организаций: ассоциации, палаты и т. п.

Основными целями внешних аудиторских проверок являют­ся: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчет­ности, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка

платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хо­зяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т. п. Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего кон­троля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по анализу финансово-хозяйственной деятель­ности, консультируют и дают рекомендации в вопросах финансо­вого, налогового, банковского и иного законодательства.

По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение под­тверждает, с одной стороны, точность и надежность представлен­ной клиентом информации, а с другой - благополучное (или нет) положение его дел.

Аудиторы несут ответственность за правильность выдавае­мых заключений. Кроме того, они обязаны сохранить конфи­денциальность относительно сведений, полученных аудиторами в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб. Аудиторская дея­тельность связана с большой ответственностью как перед клиен­тами, так и перед государством. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными хозрасчет­ными интересами, что в условиях конкуренции в аудиторском бизнесе способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего кон­троля фирм, филиалов, дочерних компаний и т. д. Эти службы нацелены на проведение проверок по поручению руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться постоянно, своевременно воздействуя на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устраняя недостатки в работе.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительныйфинансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-пла­нов, проектов бюджетов и т. д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерациональ­ного расходования материальных, трудовых и финансовых ресур-

сов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвен­ного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляет­ся в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хо­зяйственно-финансовых операций. Задачей контроля является своевременная проверка правильности, законности и целесооб­разности произведенных расходов, полученных доходов, полно­ты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится по­вседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль орга­низуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Ос­новными его задачами являются выявление недостатков и упу­щений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к адми­нистративной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нару­шения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля совершенствуется и разви­вается. Перед контролем ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.

Финансовая система

Анализ закономерностей развития финансов в разных усло­виях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обус­ловлено сохранением объективных причин и условий функцио­нирования финансов. Среди этих условий, как отмечалось ранее, выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и сущест­вование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако наличие общих признаков в сущности всех финансо­вых отношений не исключает определенных различий между ни-

ми. Это обусловливает существование относительно обособлен­ных сфер этих отношений в рамках единой экономической кате­гории финансов.

Финансовая система представляет собой совокупность раз­личных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и ис­пользовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Финансовая система Российской Федерации включает следу­ющие звенья финансовых отношений: государственный бюджет. внебюджетные Фонды, государственный кредит. фонды страхо­вания. Фондовый рынок. Финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно раз­бить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного вос­производства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъ­ектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (рис. 1.1).

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
государственный бюджет государственных
внебюджетные фонды муниципальных
государственный кредит частных
фонды страхования акционерных арендных
фондовый рынок общественных

Рис.1.1. Финансовая система Российской Федерации

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в мето­дах формирования и использования фондов денежных средств (табл. 1 . 1 ) . Многообразие фондов денежных средств и соответст­вующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть центра­лизованными, все прочие — децентрализованными. Общегосу­дарственные централизованные фонды денежных средств созда­ются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области эко­номического и социального развития, приводит к необходимос­ти централизации в его распоряжении значительной части фи­нансовых ресурсов. Формами их использования являются бюд­жетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фон­дов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов го­сударственной власти и управления; поддержка отраслей народ­ного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнива­ние уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаменталь­ных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями фи­нансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и примене­ние особых способов и форм образования и использования де­нежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресур­сов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в про­цессе материального производства. Источником централизован­ных государственных фондов денежных средств является нацио­нальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Наши рекомендации