Финансовый результат деятельности предприятия

Финансовый результат деятель­ности организации - прибыль (убыток), которая представляет собой прирост или уменьшение собственного капитала орга­низации за отчетный период, полученный в итоге финансово- хозяйственной деятельности организации. По экономическо­му содержанию прибыль - это чистый доход предпринимателя на вложенный капитал. Расчетно прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затра­тами в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В Большом экономическом словаре этому понятию дается сле­дующее определение: «Прибыль - обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности; опре­деляется как разность между выручкой от хозяйственной де­ятельности и суммой затрат на эту деятельность» [42, с.508]. Ее экономическое значение заключается в том, что она предс­тавляет:

· основной внутренний источник текущего и долгосроч­ного развития организации;

· главный источник возрастания рыночной стоимости организации;

· индикатор кредитоспособности и конкурентоспособ­ности организации;

· главный интерес собственника, поскольку он обеспе­чивает возможность возрастания капитала и бизнеса;

· гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения соци­альных потребностей общества.

Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетво­рительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внут­ренних причин банкротства организации. Поскольку прибыль является конечной целью развития бизнеса, сосредоточим свое внимание на анализе ее показателей.

Первым показателем прибыли в рассматриваемом отчете является валовая прибыль. Она представляет собой разни­цу между доходом от реализации продукции и оказания услуг (выручки) и себестоимостью реализованной продукции и ока­занных услуг (стр.10-стр.20). Это расчетный аналитический показатель, имеющий значение как показатель промежуточ­ной прибыли.

Для количественной оценки зависимости величины вало­вой прибыли от полученной выручки и маржи валовой прибы­ли используется следующая формула:

Финансовый результат деятельности предприятия - student2.ru

где Пв - величина валовой прибыли;

DN - доход от реализации продукции и оказания услуг;

Финансовый результат деятельности предприятия - student2.ru - коэффициент, характеризующий отношение вало­вой прибыли к доходу от реализации продукции и оказания услуг, т.е. маржа валовой прибыли.

Изменение величины валовой прибыли под влиянием из­менения дохода от реализации продукции и оказания услуг оп­ределяется следующей формулой:

Финансовый результат деятельности предприятия - student2.ru

где D1N и D0N - доход от реализации продукции и оказа­ния услуг отчетного и предыдущего года.

Для определения влияния этих факторов составим следу­ющую аналитическую таблицу 21.

Исходные данные для расчета влияния изменения дохода от реализации продукции и оказания услуг и маржи валовой прибыли на отклонение в валовой прибыли АО «Актюбинский завод хромовых соединений» гг.

№ п/п Показатель 20ХХ г. 20Х1 г. Изменение (+,-)
А Б
1. Доход от реализации про­дукции и оказания услуг, тыс. тенге 8 544 333 10 800 172 +2 255 839
2. Валовая прибыль, тыс. тенге 1 769 111 2 072 379 +303 268
3. Маржа валовой прибыли (стр.2:стр. 1) 0,207 051 0,191 884 -0,015 167

В нашем примере за счет роста дохода от реализации про­дукции и оказания услуг увеличение валовой прибыли соста­вило:

∆ПВ = (10 800 172 - 8 544 333) Ч 0,207051 = 467 074 тыс. тенге

Расчет изменения валовой прибыли за счет снижения мар­жи валовой прибыли имеет вид:

Финансовый результат деятельности предприятия - student2.ru

∆ПВ = (0,191881 - 0,207051) Ч 10 800 172 = -163 806 тыс. тенге

Результаты расчета можно представить в следующем виде: Общее изменение валовой прибыли + 303 268 тыс. тенге в том числе:

1) сокращение валовой прибыли - 163 806 тыс. тенге за счет снижения маржи;

2) прирост валовой прибыли + 467 074 тыс. тенге за счет увеличения дохода от реализации продукции и оказания услуг.

Следующим шагом анализа должно стать выяснение при­чин, оказавших влияние на отклонение в валовой прибыли ор­ганизации от плана или предыдущего года.

На изменение валовой прибыли по сравнению с бизнес- планом или с предыдущим годом влияют следующие факторы:

1) производственная себестоимость реализованной про­дукции;

2) цена единицы продукции;

3) объем (количество) реализованной продукции;

4) структурные сдвиги в составе реализованной продук­ции.

Влияние этих факторов можно определить действующей в экономическом анализе традиционной методикой. Для этого не­обходимо составить следующую аналитическую таблицу 22.

Наши рекомендации