Привлеченные средства
Составление любого проекта финансирования капитальных вложений обязательно включает изыскание, оценку и подсчет собственных финансовых ресурсов предприятия. В случае их недостачи используют другие источники, определяемые как привлеченные средства фирмы.
Привлекаемые фирмой средства содержат в себе ресурсы:
- мобилизуемые на финансовом рынке
- поступающие в порядке перераспределения.
Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, включают:
- кредиты банков и иных финансовых учреждений;
- кредиты бюджетов всех уровней;
- облигационные займы;
- средства, получаемые от продажи акций.
К финансовым ресурсам, поступающим в порядке перераспределения, относят:
- страховые возмещения;
- финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах, взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
- централизуемые финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций и иных объединений предприятий;
- централизованные бюджетные и внебюджетные ассигнования.
Страховые возмещения считаются чрезвычайными доходами, их поступление возникает вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.).
Расширение круга собственников дает дополнительные инвестиционные ресурсы. При организации фирмы в форме акционерного общества этот путь связан с эмиссией акций. Фирмы в виде товариществ, кооперативов увеличивают капитал за счет паевых (долевых) взносов, взносов трудового коллектива, юридических и физических лиц.
Централизуемые объединениями предприятий в установленном порядке денежные средства и иные средства дают возможность избежать кредитного финансирования и увеличить прибыльность проекта. Дополнительные возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов возникли с образованием в Российской Федерации финансово-промышленных групп. Централизация финансовых ресурсов участников финансово-промышленной группы существенно расширяет ее внутренние инвестиционные возможности в целом и при проведении единой технической, структурной, маркетинговой и финансовой политики, эффективном управлении ресурсами позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях.
Для повышения инвестиционной активности финансово-промышленных групп государство может в различных формах участвовать в реализации проектов. Объемы поддержки должны быть соизмеримы с величиной капитала финансово-промышленной группы, а при наличии солидарной ответственности участников группы – и с размером этой ответственности.
Дополнительные объемы капитала и прибыли для финансирования капитальных вложений могут быть получены фирмами в процессе повышения эффективности хозяйственной деятельности за счет:
- возвратных сумм;
- выручки от реализации попутной продукции;
- экономии от снижения себестоимости производимых работ;
- экономии оборотных средств и других ресурсов, мобилизуемых внутри самого капитального строительства;
- инфляционного дохода.
В сметной стоимости капитального строительства учитываются затраты, связанные с возведением временных зданий и сооружений, необходимых для выполнения основных работ. После их разборки образуются материалы, подлежащие реализации. Они представляют собой возвратные суммы, которые могут использоваться для финансирования строительства.
Ряд работ, осуществляемых при освоении месторождений полезных ископаемых, сопровождается попутной добычей полезных ископаемых. В результате часть выручки от реализации продукции, добываемой попутно в ходе капитального строительства, может направляться на финансирование капитальных вложений.
Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве служит источником финансирования капитальных вложений в случаях, когда сокращается потребность в оборотных средствах. Оборотные средства необходимы строительным организациям при осуществлении функций заказчика, выполнений работ своими силами. Поэтому часть собственных оборотных средств они расходуют на образование запасов оборудования, требующего монтажа, на приобретение и создание запаса основных и вспомогательных материалов, для расходов будущих периодов, формирования незавершенного производства. Меры по ускорению оборачиваемости оборотного капитала ведут к высвобождению средств, которые можно направить на инвестиции.
При умелом финансовом менеджменте фирма способна извлекать инфляционный доход, обусловленный ростом цен на товарную продукцию. Резервы его получения кроются в недооценке активов и переоценке пассивов.
Дополнительный объем финансирования составляет выручка от реализации выбывшего или излишнего имущества, числящегося в составе основных фондов, за вычетом расходов, связанных с ликвидацией данного имущества.
Организация может получить постоянный источник финансирования от сдачи имеющегося имущества в аренду.
В целом использование тех или иных источников для финансирования фирмами капитальных вложений зависит от инвестиционного климата, сложившегося в стране, характера строительства и рентабельности предприятий, условий кредитования и бюджетного финансирования.
Бюджетные ассигнования.
Бюджетные ассигнования (от лат. Assignare – назначать, выделять) – это средства бюджетов различных уровней (федеральных, субъектов Федерации, местных), выделяемые согласно бюджетной росписи в инвестиционных целях.
Необходимость бюджетных ассигнований объективно обусловлена наличием сфер и производств, имеющих общенациональное значение, но которые в силу высокой капиталоемкости, повышенных рисков и отдаленного экономического эффекта часто являются малопривлекательными, а порой и просто нереальными для частного бизнеса. Так, в мировой практике за счет бюджетных средств традиционно финансируются объекты социальной и производственной инфраструктур, развиваются новые прогрессивные отрасли, определяющие научно-технический прогресс и способствующие конкретным структурным изменениям в экономике и т.п. Участие государства в финансировании позволяет гармонично развивать национальную экономику в территориальном, отраслевом и воспроизводственном аспектах и решать весь комплекс функций и задач, стоящих перед различными уровнями власти. Бюджетные ассигнования являются инструментом финансовой и экономической политики – воздействуя на хозяйственную конъюнктуру, экономический рост, они выступают важнейшим фактором развития общественного производства.
Особенности бюджетных ассигнований на капитальные вложения предопределены публичным характером источника финансирования – бюджета – и сводятся к следующим положениям:
- возможность предоставления средств на условиях безвозвратности и безвозмездности, в частности, для финансирования объектов, включенных в федеральную целевую программу;
- преобладание социальных приоритетов и значимости объектов для национальной экономики при распределении средств;
- адресность и строго целевой характер финансирования, предполагающий выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их использования, при этом любое использование средств не по назначению расценивается как нарушение бюджетного законодательства;
- участие государственных финансово-кредитных институтов в процедуре финансирования;
- финансовый контроль со стороны представительной и исполнительной властей за полнотой и своевременностью поступления и эффективностью использования соответствующих бюджетных средств;
- гласность разработки и исполнения программ бюджетного финансирования с обязательным опубликованием в открытой печати самих программ и информации об их исполнении.