Управление пассивами со стороны Банка России
Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.
Когда физическое или юридическое лицо вносит денежные средства в банк, определенный процент от этой суммы должен быть переведен на специальный счет в ЦБ в качестве резерва и сохраняться там до тех пор, пока деньги не будут выведены из банка.
Обязательное резервирование решает две задачи.
Во-первых, финансовые учреждения имеют право использовать денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, для предоставлениякредитов. Из суммы резервов центробанки предоставляют займы для поддержания ликвидности, то есть они используются в случае, если потребуется срочный возврат денег.
Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора. При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики.
В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)», определяет ЦБ.
Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.
При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:
- денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;
- облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;
- обязательства, выраженные в неденежной форме (например, в драгоценных металлах или заем ценных бумаг);
- обязательства перед другими кредитными организациями.
Операции па открытом рынке (OOP) начали применяться зарубежными центральными банками в целях денежно-кредитного регулирования после Второй мировой войны, что характеризовало переход ко все большему использованию ими косвенных (рыночных) инструментов. Само название данных операций позаимствовано из практики Федеральной резервной системы США.
Традиционно подоперациями на открытом рынке понимаются операции на вторичном рынке ценных бумаг, преимущественно государственных1, применяемые в целях оказания воздействия на денежный рынок. Наибольшее распространение эти операции получили в странах, обладающих хорошо развитыми финансовыми рынками (в том числе и денежными). В развивающихся странах, не обладающих достаточно развитыми вторичными рынками ценных бумаг, Центральным банком проводятся операции по продаже (размещению) государственных бумаг на первичном рынке.
При покупке Центральным банком ценных бумагу банков соответствующие суммы денежных средств поступают на их корреспондентские счета, т.е. увеличивается сумма свободных резервов банков. В результате у них появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций (политика денежно-кредитной экспансии). В случае продажи Центральным банком ценных бумаг, наоборот, в банковской системе происходит сокращение кредитных ресурсов, повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы (политика денежно-кредитной рестрикции).
Операции на открытом рынке являются одним из наиболее действенных и гибких инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка, обеспечивающих эффективное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Периодичность и масштабы проведения операций определяются Центральным банком исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает данный инструмент гибким и one- ративным в применении, позволяющим в короткий срок достичь желаемого прогнозируемого эффекта.
Ставка рефинансирования (учетная ставка) – процент в годовом исчислении, который берут центральные банки или другие государственные органы, отвечающие за кредитно-денежную политику, например Федеральная резервная система США, за кредиты, предоставляемые ими коммерческим банкам. Как правило, такие кредиты выделяются банкам на одну ночь (overnight) для поддержания ликвидности, исполнения текущих обязательств.
Ставка рефинансирования – один из самых действенных инструментов регулирования состояния экономики страны. Понижение ставки приводит к стимулированию экономики. Займы становятся дешевле сначала для банков, потом для корпораций и в конечном счете для потребителей. Спрос на товары и услуги растет. Происходит экономический рост.
Однако мировая экономика развивается циклами. И на определенном этапе экономического подъема происходит перегрев рынка. Для того чтобы избежать обвальных падений, контролирующие органы предпринимают меры сглаживания циклических колебаний. И первая из них – затормаживание экономических процессов при помощи поднятия ставки рефинансирования.
В такой ситуации происходит обратный процесс: объем заимствований уменьшается, так как кредиты становятся дороже. Соответственно, корпорации берут в долг меньше на развитие производства. Сокращается и потребительское кредитование. Экономика в целом затормаживается. Считается, что таким образом удается избежать глобальных экономических кризисов или по меньшей мере сгладить их последствия.
Помимо этого, ставка рефинансирования существенно влияет на валютный рынок. Ее снижение приводит к ослаблению валюты. Предположим, ставка в Великобритании урезается на 0,5%. Тогда краткосрочные инвестиции в английский фунт стерлингов из-за понижения ставок становятся менее выгодными. Автоматически котировки форвардных контрактов опускаются. Снижается и текущий курс фунта. Справедливо и обратное: рост ставки рефинансирования без учета других факторов, таких как инфляция и пр., делает валюту более привлекательной.
В России ставка рефинансирования, помимо регулирования экономики, наделена еще одной функцией – фискальной. Она используется для следующих расчетов:
— за неуплату налога в установленный срок начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. (ст. 75 Налогового кодекса РФ);
— проценты по рублевым вкладам, превышающие ставку рефинансирования +5 процентных пунктов, облагаются НДФЛ (ст. 224 НК РФ);
— при отсутствии в договоре займа условий, касающихся величины процентов, эти проценты уплачиваются по ставке рефинансирования (ст. 809 Гражданского кодекса РФ);
— если работодатель нарушает сроки выплаты заработной платы, отпускных и пр., то он выплачивает работникам пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (ст. 236 Трудового кодекса РФ).
Кроме того, большинство штрафов и пени в договорах между частными организациями рассчитываются сегодня исходя из текущей ставки рефинансирования Центрального банка.
С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой. Во всех правительственных документах, где была упомянута ставка рефинансирования ЦБ, будет использоваться ключевая ставка. Изменение ставки рефинансирования будет происходить одновременно с изменением ключевой ставки Банка России на ту же величину. Самостоятельное значение ставки рефинансирования с 1 января 2016 года не устанавливается.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите инструменты управления достаточностью капитала.
2. Назовите инструменты управления качеством капитала.
З. Что такое банковские пассивы?
4. Назовите принципы депозитной политики банка.
5. Каковы прикладные инструменты управления депозитами?
6. Каковы инструменты управления недепозитными источниками?
7. Каков инструментарий открытого рынка, используемый Банком России для управления пассивами банков?