Активные операции центрального банка
Активными называются операции по размещению центральным банком своих ресурсов.
К основным активным операциям центральных банков относятся:
ã учетно-ссудные операции;
Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:
- учетные операции;
- краткосрочные ссуды государству и банкам.
Учетные операции - покупка центральным банком векселей у государства и банков. У коммерческих банков центральный банк покупает векселя, которые те купили у своих клиентов, поэтому такая операция называется переучетом векселей (то есть их перепокупкой).
Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования центральным банком государства.
Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.
1) вложения в государственные ценные бумаги;
Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями.
Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита в условиях, когда прямое кредитование государства для финансирования бюджетного дефицита отсутствует или ограничено законом.
Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.
1) операции с золотом и иностранной валютой.
4. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБВ большинстве промышленно развитых стран политика Центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки. При Этом ЦБ использует следующие инструменты
1. Учетная политика Центрального банка заключается в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам. Центральный банк России активно использует ставку рефинансирования наряду с учетной политикой в качестве инструмента своей денежно-кредитной политики.
С 2013 года Банк России ввел ключевую ставку.
2. Вторым инструментом является определение Центральным банком нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя норму резервирования. Центральный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны. Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками, во-вторых, - инструмента текущего регулирования ликвидности на денежном рынке.
Повышение норм резервирования ведет к сокращению кредитных ресурсов банков и к удорожанию кредитов. Механизм использования обязательных резервов тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии - понижаются. Размер обязательных резервов, порядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом директоров ЦБ РФ.
3. Третьим инструментом регулирования являются операции Центрального банка на открытом рынке с государственными ценными бумагами путем их купли-продажи кредитно-финансовым институтам. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать у Центрального банка определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит государственного бюджета.
Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ЦБ РФ ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, Центральный банк увеличивает количество денег в обращении, продавая – изымает часть их из обращения.
В настоящее время операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это - более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов. В этом, безусловно, проявляется предпочтение рыночных методов регулирования экономики административным.
4. Четвертым инструментом регулирования является валютные интервенции ЦБ. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской на межбанковском или биржевом рынках для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Регулируя валютный курс, ЦБ РФ воздействует на экспорт, импорт, внешнеторговые и внутренние цены и многие другие параметры российской экономики.
5. Пятым инструментом регулирования является прямое воздействие Центрального банка на кредитную систему путем прямых инструкций, директив, предписаний и писем, а также применения санкций за их нарушение.
Под прямым количественным ограничением понимается установление ЦБ РФ максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.
Согласно Закону о ЦБ РФ, последний вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях, в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики и только после консультаций с Правительством России.
Эффективность кредитно-денежной политики. Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов. Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться.
Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.
Однако следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:
1. Циклическая асимметрия, то есть если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки станут вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.
2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.
3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции.