Расходы бюджета на международную деятельность
Одна из важных задач государства - развитие внешних связей, направленных на использование преимуществ международного разделения труда. Особое место во внешнеэкономических связях России занимает сотрудничество с братскими странами СНГ, а также с другими странами - давними партнерами - Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической республикой, Республикой Куба, Демократической Республикой Вьетнам, Монголией, Болгарией, Венгрией, Польской Республикой. Россия намечает дальнейшее расширение внешнеэкономических связей с Индией, Ираном, Пакистаном, Ираком, Сирией, Алжиром, Египтом. Укрепляется сотрудничество с Англией, Францией, США, Канадой, Аргентиной, Бразилией.
За счет расширения международного экономического сотрудничества Россия может получить возможность полнее удовлетворять потребности своего народа, если финансовые и торговые круги зарубежных стран проявят достаточную заинтересованность в расширении экономических отношений с Россией.
Известно, что Россия придает определенное значение связям по экономическим вопросам с Европейским экономическим сообществом (Европейским общим рынком), с европейским странами - по вопросам европейской безопасности.
В последние годы международная обстановка оставляет желать лучшего. В последние годы в России, США, Афганистане и некоторых других странах активизировали свою деятельность террористические вооруженные формирования. Терроризм омрачает мирную жизнь людей в России и других странах.
Эти и другие обстоятельства диктуют укреплять национальную оборону России.
Средства на международную деятельность и национальную оборону выделяются из федерального бюджета Российской Федерации.
В расходы на международную деятельность включены: расходы на международное сотрудничество; содержание зарубежного аппарата; расходы по охране посольств и представительств за рубежом; взносы в международные организации; расходы по обязательствам в рамках проектов, финансируемых с участием международных финансовых организаций; расходы по обеспечению внешней безопасности; реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая гуманитарная помощь другим государствам; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества.
Сумма расходов на национальную оборону складывается из следующих затрат:
♦ строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации;
♦ военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
♦ обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки;
♦ подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
♦ обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны.
Содержание, значение и задачи бюджетного контроля.
Контроль, будучи, одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, принятия решений по их ликвидации.
Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.
Итак, задачами бюджетного контроля являются:
Ø обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
Ø соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
Ø контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
Ø проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
Ø улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
Ø выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
Ø контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;
Ø проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
Ø контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
Ø пресечение незаконных по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
Ø выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;
Ø проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.
Хотя государственный бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов и т.д.). Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.
Иными словами, объект бюджетного контроля – денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.
Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов:
Ø субъект контроля;
Ø объект контроля;
Ø предмет контроля;
Ø принципы контроля;
Ø методика контроля;
Ø техника и технология контроля;
Ø процесс контроля;
Ø сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
Ø результат контроля;
Ø принятие решения по результатам контроля;
Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно – ревизионных мероприятий, являются субъекты контроля, объект, процесс и методика контроля. Конечно же, все это должно опираться и регламентироваться нормативными юридическими документами, которые в совокупности образуют Финансовое (бюджетное, налоговое) право.