Расходы бюджета на международную деятельность, обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга

Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина наколенного бюджетного дефицита, (или аккумулированная сумма бюджетных дефицитов предшествующих лет), которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включал обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (ст. 97 БКРФ).

Если бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это означает рост номинальной величины государственного долга. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджета начинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи расходов.

Структуру государственного долга можно изучать исходи из различных критериев: во видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств; а также по видам держателей.

В России государственный долг может существовать в следующих формах: кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ; договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформленные долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов; соглашения и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашений 10 лет.

В соответствии со ст. 97 БК РФ государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта Федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.

В соответствии со ст. 106 БК РФ законом о бюджете ежегодно утверждаются предельные объемы государственного внутреннего, внешнего долга и пределы внешних заимствований. Общие требования к предельным объемам внешних заимствований Российской Федерации таковы:

заимствование не должно превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. При этом правительство вправе осуществлять займы сверх установленного лимита, если это не приводит к превышению предельной величины долга и позволяет сократить расходы по его обслуживанию в рамках установленного федеральным законом 9 федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

Законом субъекта Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления может быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием точного числа предельного объема обязательств по государственным и муниципальным гарантиям. Максимальный объем долга субъекта Федерации и муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней:

Эмиссию государственных ценных бумаг можно проводить только в том случае, если законом о бюджете утверждены предельные размеры государственного долга и объема наемных средств, используемых для финансирования бюджетного дефицита.

Законодательство не только ограничивает общую величину государственного долга и займов. Отдельные его положения касаются регулирования расходов по обслуживанию долговых обязательств (ст. 111 БК РФ).

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2006 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 995,8 млрд. рублей.

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации в сумме 106,9 млрд. долларов США (или 77,9 млрд. евро).

Наши рекомендации