Основание для разработки
программы____
(Наименование, номер и дата нормативного акта)
Государственный заказчик
программы____
Основные разработчики
программы____
Основная цель программы___
Основные задачи
программы___
Сроки и этапы реализации
программы___
Перечень подпрограмм и
Основных мероприятий ___
Исполнители подпрограмм
И основных мероприятий __
Объёмы и источники
финансирования программы___
Система организации
Контроля за исполнением
Программы ____
Ожидаемые конечные
Результаты реализации
программы____
Приложение 2.
Характеристика относительных показателей эффективности предприятий сферы услуг
Показатель | Содержание | Формула расчёта | Комментарий |
Прибыльность продукции | Характеризует прибыль на 1 руб. выручки | Отношение прибыли от реализации товаров (услуг) к выручке от продаж | Характеризует эффективность продаж |
Рентабельности продукции | Прибыль, полученная на 1 руб. затрат на производство и реализацию продукции (услуг) | Отношение суммы прибыли от реализации товаров (услуг) к затратам | Характеризует эффективность затрат на производство и реализацию |
Рентабельности активов | Показывает прибыль, приходящуюся на 1 руб. активов | Отношение суммы прибыли от всех видов деятельности к среднегодовой стоимости активов | Характеризует эффективность использования имущества |
Производительность труда | Объём выручки, приходящейся на 1 работника | Отношение выручки от продаж к среднегодовой численности работников | Характеризует количественную сторону эффективности использования трудовых ресурсов |
Эффективность труда | Прибыль, приходящуюся на 1 руб. расходов на оплату труда | Отношение прибыли, полученной от всех видов деятельности к сумме расходов на оплату труда | Характеризует качественную сторону использования трудовых ресурсов |
Эффективность ресурсного потенциала | Прибыль, приходящуюся на 1 руб. суммы активов и расходов на оплату труда | Отношение прибыли, полученной от всех видов деятельности, к сумме активов и расходов на оплату труда | Характеризует эффективность использования экономических ресурсов предприятия. |
Уровень издержек | Доля затрат конечной цене продукции (услуг) | Отношение суммы издержек к выручке | Характеризует издержкоёмкость продукции (услуг) |
Показатель | Содержание | Формула расчёта | Комментарий |
Себестоимость единицы продукции (услуги) | Сумма ресурсов, приходящаяся на единицу продукции (услуги) | Отношение общей себестоимости производства и реализации продукции (услуги) к количеству реализованных единиц продукции и услуг | Характеризует ресурсоёмкость единицы продукции (услуги) |
Фондовооружённость труда | Сумма основных средств, приходящаяся на 1 работника | Отношение среднегодовой стоимости основных средств (или активной части основных средств) к среднегодовой численности работников | Характеризует обеспеченность работников основными средствами (механизмами, оборудованием и т.д.) |
Товарооборачиваемость в днях | Характеризует время обращения среднего товарного запаса Покупка → производство → продажа | Отношение среднего товарного запаса (по средней хронологической) к однодневному товарообороту по себестоимости (цене покупки) | Чем меньше число дней, тем эффективнее работает организация |
Товарный запас в днях | Характеризует на какое число дней работы хватит товарного запаса | Отношение текущего товарного запаса на определённую дату (по цене покупки) к плановому однодневному обороту следующего периода | Может рассчитываться в целом и по товарным группам и при оценке сравнивается с нормативом |
Срок окупаемости инвестиций | Характеризует за какой пери-од времени ин-вестору может быть возвра-щена сумма вложений | Сумма инвестиций делится на среднегодовую плановую чистую прибыль проектного периода | Это критерий инвестицион-ной привлека-тельности про-екта |
Фактическая оборачиваемость одного места в торговом зале предприятия общественного питания | Характеризует среднее число посетителей на 1 место в день | Показывает эффективность работы торгового зала предприятия общественного питания | |
Показатель | Содержание | Формула расчёта | Комментарий |
Уровень заполняемости гостиницы | Показывает средний уровень загрузки номерного фонда средства размещения. | Число фактически человеко-дней проживания в гостинице (других средствах размещения) в год. Число койко-мест, представленных к реализации в год. | Эффективность использования номерного фонда гостиницы |
Порог рентабельности (точка безубыточности, точка досамоокупаемости) в предприятиях сферы услуг. | Показывает объем необходимой минимальной выручки (валовых доходов), которая обеспечивает «покрытие» затрат на осуществление хозяйственной деятельности (прибыль равна нулю) | Сумма условно-постоянных затрат делится на (1-уровень условно-переменных затрат) | Минимально- допустимый объем реализации продукции и услуг, обеспечивающий безубыточную (но не прибыльную) работу предприятия. |
Запас финансовой прочности (в %) | Характеризует возможности снижения выручки (валовых доходов) в зоне прибыльности предприятия | Плановая выручка минус порог рентабельности и разделить эту разницу на плановый объем выручки и умножить на 100 | Показывает на сколько процентов может быть уменьшена выручка (доходы), но при этом предприятие может находиться в зоне прибыльности. |
[1] Бабич Т.Н., Кузьбожев Э.Н. Планирование на предприятии._М., Кнорус, 2005.- с. 26
[2] Формула трендовой модели : y = a + b t
где "а" - характеризует базовый параметр показателя.
"b" - темп изменения (скорость) показателя. t - время.
[3] Система "светофор" предполагает оценку показателей деятельности предприятия осуществлять по предельным величинам сигнализируя об отклонениях: красный - критическое состояние (отклонения); желтый - фактические показатели приближены к критическим; зеленый - все нормально, есть запас по отклонениям.
[4] Показатели эффективности приведены в приложении 1.
[5] Миссия – это основное предназначение предприятия, ради которого оно создано и способы реализации «этого предназначения (например, сеть гостиниц «Шератон» определяет свою миссию как качественное и гарантированное представление высококачественных комплексных услуг своим клиентам).
[6] Концепция – система взглядов на развитие объекта планирования. В концепции обосновываются наиболее перспективные для предприятия направления развития, виды деятельности и условия эффективности реализации намеченных целей и параметров развития.
[7] Данные – это аналитически необработанные массивы показателей.
Информация – это данные, аналитически обработанные для использования в конкретных целях.
[8] При проведении выборочного обслуживания необходимо определять репрезентативность выборки, т.е. отражение через выборку характеристик всей генеральной совокупности (возможность распространения результатов выборки на обобщенные показатели, тенденции, явления)
[9] Формула компаундинга:
Будущая стоимость денежной массы = настоящая стоимость денежной массы х (1+ставка доходности)n, где
n – число периодов получения дохода.
Формула дисконтирования:
Настоящая стоимость денежной массы = .
[10] Емкость рынка – это возможный объем продаж на данном рынке по данной цене в данном временном интервале. Емкость рынка характеризует совокупный спрос на те или иные товары или услуги.
[11] Налоговым кодексом (ст. 38 п. 5) определено, что «услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процесс осуществления этой деятельности»
[12] Широта ассортимента – число услуг, предоставляемых предприятием.
[13] Глубина ассортимента – число разновидностей услуг одного и того же вида (услуг по размещению и т.д.)
[14] Хеджирование рисков – минимизация рисков за счет заключения встречных (дополнительных) сделок с третьей стороной с другими условиями, что снижает риск ценовых потерь, потерь от инфляции и т.д.
[15] Объектом программно-целевого планирования является комплекс отраслей, сфер деятельности, предприятий, участвующих в решении программной проблемы.
[16] Все показатели: прибыль, инвестиции, амортизационные отчисления приводятся к текущей стоимости с учетом коэффициента дисконтирования.
[17] Норма управляемости – это число сотрудников (подразделений), которые непосредственно подчиняются руководителю. Эта норма варьируется от 4 до 20 в зависимости от сложности решаемых задач, стандарти-зации выполняемых работ, делегирования полномочий и других факторов.
[18] Порог рентабельности рассчитывается по формуле:
[19] Под проблемой понимается несоответствие возможного развития предприятия с поставленными генеральными целями.
[20] Относительным показателем может быть коэффициент конкурентного преимущества, характеризующий степень привлекательности для потребителей одного товара по отношению к другому (измеряется на основе экспертных оценок).
[21] Для сферы услуг:
- результат исполнения услуги (качество);
- качество обслуживания;
- цена потребления;
- условия предоставления услуги (территориальная).
[22] Требования: к назначению надежности и эстетичности товара.
[23] В малых и даже средних предприятиях некоторых видов деятельности (например, в туризме) производственный и обслуживающий персонал не разделяются.
[24] Для предприятий сферы услуг.
[25] Предполагается, что рост производительности труда должен опережать рост фондовооруженности труда. Так в сфере услуг 1 % роста фондовооруженности труда сопровождается ростом производительности труда на 1,2 -1,3 %.
[26] Коэффициент выхода на работу определяется как число дней выхода на работу (365 дней – выходные – праздничные – отпуск – прочие невыходы по уважительным причинам) делят на 365 дней. Обычно этот коэффициент составляет – 0,65.
[27] Для исключения фактора цены (стоимости) сырья в объеме выручки целесообразно для определения производительности труда в предприятиях, использующих при производстве и реализации сырье, использовать показатель объема добавленной стоимости (ДС), который равен выручка (В) минус стоимость сырья и товаров (для производства и последующей реализации)
[28] Основными системами оплаты труда являются: сдельная за выполненный объем работы (в руб. за единицу выполненной работы) и повременная за отработанное время \9за час, день, месячный оклад).
[29] В соотвествии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
[30] Коэффициент выхода на работу (с учетом больничных, отпуска за свой счет и других уважительных причин) принимается в размер 0,9 – 0,92)
[31] Предельные затраты характеризуют дополнительные расходы, связанные с производством и реализацией дополнительное единицы продукции и рассчитываются как частное от деления прироста суммы затрат (3п-3п-1) на прирост объема производства (Оп-Оп-1).
[32] Предельные доход – увеличение общей суммы дохода, полученного за счет продажи одной дополнительной единицы выпускаемой продукции (услуг).
[33] Для предприятий других видов экономической деятельности это соотношение имеет большую дифференциацию и зависит от материалоемкости, трудоемкости производства продукции, организации производства, уровня автоматизации и других факторов.
[34] С учетом стоимости сырья и материалов для производства продукции и услуг оптимальное соотношение условно-постоянных и условно-переменных затрат 1:1
[35] Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (на 1 м2 торговой площади, на 1 работника и т.д.), характеризующего вид предпринимательской деятельности в различных сопоставляемых условиях.
[36] Интервальные значения критериев ликвидности вызваны отраслевой спецификой оборачиваемости ликвидных активов. Так, для торговли и сферы услуг, где высокий показатель оборачиваемых, принимаются первые интервальные значения, для других отраслей – увеличенные.
[37] Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой такое изменение срока уплаты налога и уменьшение налога (не более 50 % от суммы налога соответствующих платежей без учета инвестиционного налогового договора) когда идет накопление сумм, направляемых на инвестиции на срок от 1 года до 5 лет. Инвестиционный налоговый кредит выдается на основе договора между уполномоченными органами исполнительной власти и организацией.
[38] В.Е. Хруцкий и др. Внутрифирменное бюджетирование. М. Финансы и статистика, 2007 г.
[39] Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Москва, «Финансы и статистика», 2005, с.773.
[40] Компетенция (возможности) – это совокупность навыков и знаний, применяемых работником в своей деятельности в рамках отведенных ему полномочий, позволяющих добиваться эффективности не только своей деятельности, но и предприятия в целом.