Основание для разработки

программы____

(Наименование, номер и дата нормативного акта)

Государственный заказчик

программы____

Основные разработчики

программы____

Основная цель программы___

Основные задачи

программы___

Сроки и этапы реализации

программы___

Перечень подпрограмм и

Основных мероприятий ___

Исполнители подпрограмм

И основных мероприятий __

Объёмы и источники

финансирования программы___

Система организации

Контроля за исполнением

Программы ____

Ожидаемые конечные

Результаты реализации

программы____

Приложение 2.

Характеристика относительных показателей эффективности предприятий сферы услуг

Показатель Содержание Формула расчёта Комментарий
Прибыльность продукции Характеризует прибыль на 1 руб. выручки Отношение прибыли от реализации товаров (услуг) к выручке от продаж Характеризует эффективность продаж
Рентабельности продукции Прибыль, полученная на 1 руб. затрат на производство и реализацию продукции (услуг) Отношение суммы прибыли от реализации товаров (услуг) к затратам Характеризует эффективность затрат на производство и реализацию
Рентабельности активов Показывает прибыль, приходящуюся на 1 руб. активов Отношение суммы прибыли от всех видов деятельности к среднегодовой стоимости активов Характеризует эффективность использования имущества
Производительность труда Объём выручки, приходящейся на 1 работника Отношение выручки от продаж к среднегодовой численности работников Характеризует количественную сторону эффективности использования трудовых ресурсов
Эффективность труда Прибыль, приходящуюся на 1 руб. расходов на оплату труда Отношение прибыли, полученной от всех видов деятельности к сумме расходов на оплату труда Характеризует качественную сторону использования трудовых ресурсов
Эффективность ресурсного потенциала Прибыль, приходящуюся на 1 руб. суммы активов и расходов на оплату труда Отношение прибыли, полученной от всех видов деятельности, к сумме активов и расходов на оплату труда Характеризует эффективность использования экономических ресурсов предприятия.
Уровень издержек Доля затрат конечной цене продукции (услуг) Отношение суммы издержек к выручке Характеризует издержкоёмкость продукции (услуг)



Показатель Содержание Формула расчёта Комментарий
Себестоимость единицы продукции (услуги) Сумма ресурсов, приходящаяся на единицу продукции (услуги) Отношение общей себестоимости производства и реализации продукции (услуги) к количеству реализованных единиц продукции и услуг Характеризует ресурсоёмкость единицы продукции (услуги)
Фондовооружённость труда Сумма основных средств, приходящаяся на 1 работника Отношение среднегодовой стоимости основных средств (или активной части основных средств) к среднегодовой численности работников Характеризует обеспеченность работников основными средствами (механизмами, оборудованием и т.д.)
Товарооборачиваемость в днях Характеризует время обращения среднего товарного запаса Покупка → производство → продажа Отношение среднего товарного запаса (по средней хронологической) к однодневному товарообороту по себестоимости (цене покупки) Чем меньше число дней, тем эффективнее работает организация
Товарный запас в днях Характеризует на какое число дней работы хватит товарного запаса Отношение текущего товарного запаса на определённую дату (по цене покупки) к плановому однодневному обороту следующего периода Может рассчитываться в целом и по товарным группам и при оценке сравнивается с нормативом
Срок окупаемости инвестиций   Характеризует за какой пери-од времени ин-вестору может быть возвра-щена сумма вложений     Сумма инвестиций делится на среднегодовую плановую чистую прибыль проектного периода Это критерий инвестицион-ной привлека-тельности про-екта
Фактическая оборачиваемость одного места в торговом зале предприятия общественного питания   Характеризует среднее число посетителей на 1 место в день Основание для разработки - student2.ru Основание для разработки - student2.ru   Показывает эффективность работы торгового зала предприятия общественного питания
Показатель Содержание Формула расчёта Комментарий
Уровень заполняемости гостиницы Показывает средний уровень загрузки номерного фонда средства размещения. Основание для разработки - student2.ru Число фактически человеко-дней проживания в гостинице (других средствах размещения) в год.   Число койко-мест, представленных к реализации в год. Эффективность использования номерного фонда гостиницы
Порог рентабельности (точка безубыточности, точка досамоокупаемости) в предприятиях сферы услуг. Показывает объем необходимой минимальной выручки (валовых доходов), которая обеспечивает «покрытие» затрат на осуществление хозяйственной деятельности (прибыль равна нулю) Сумма условно-постоянных затрат делится на (1-уровень условно-переменных затрат) Минимально- допустимый объем реализации продукции и услуг, обеспечивающий безубыточную (но не прибыльную) работу предприятия.
Запас финансовой прочности (в %) Характеризует возможности снижения выручки (валовых доходов) в зоне прибыльности предприятия Плановая выручка минус порог рентабельности и разделить эту разницу на плановый объем выручки и умножить на 100 Показывает на сколько процентов может быть уменьшена выручка (доходы), но при этом предприятие может находиться в зоне прибыльности.

[1] Бабич Т.Н., Кузьбожев Э.Н. Планирование на предприятии._М., Кнорус, 2005.- с. 26

[2] Формула трендовой модели : y = a + b t

где "а" - характеризует базовый параметр показателя.

"b" - темп изменения (скорость) показателя. t - время.

[3] Система "светофор" предполагает оценку показателей деятельности предприятия осуществлять по предельным величинам сигнализируя об отклонениях: красный - критическое состояние (отклонения); желтый - фактические показатели приближены к критическим; зеленый - все нормально, есть запас по отклонениям.

[4] Показатели эффективности приведены в приложении 1.

[5] Миссия – это основное предназначение предприятия, ради которого оно создано и способы реализации «этого предназначения (например, сеть гостиниц «Шератон» определяет свою миссию как качественное и гарантированное представление высококачественных комплексных услуг своим клиентам).

[6] Концепция – система взглядов на развитие объекта планирования. В концепции обосновываются наиболее перспективные для предприятия направления развития, виды деятельности и условия эффективности реализации намеченных целей и параметров развития.

[7] Данные – это аналитически необработанные массивы показателей.

Информация – это данные, аналитически обработанные для использования в конкретных целях.

[8] При проведении выборочного обслуживания необходимо определять репрезентативность выборки, т.е. отражение через выборку характеристик всей генеральной совокупности (возможность распространения результатов выборки на обобщенные показатели, тенденции, явления)

[9] Формула компаундинга:

Будущая стоимость денежной массы = настоящая стоимость денежной массы х (1+ставка доходности)n, где

n – число периодов получения дохода.

Формула дисконтирования:

Настоящая стоимость денежной массы = .

[10] Емкость рынка – это возможный объем продаж на данном рынке по данной цене в данном временном интервале. Емкость рынка характеризует совокупный спрос на те или иные товары или услуги.

[11] Налоговым кодексом (ст. 38 п. 5) определено, что «услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процесс осуществления этой деятельности»

[12] Широта ассортимента – число услуг, предоставляемых предприятием.

[13] Глубина ассортимента – число разновидностей услуг одного и того же вида (услуг по размещению и т.д.)

[14] Хеджирование рисков – минимизация рисков за счет заключения встречных (дополнительных) сделок с третьей стороной с другими условиями, что снижает риск ценовых потерь, потерь от инфляции и т.д.

[15] Объектом программно-целевого планирования является комплекс отраслей, сфер деятельности, предприятий, участвующих в решении программной проблемы.

[16] Все показатели: прибыль, инвестиции, амортизационные отчисления приводятся к текущей стоимости с учетом коэффициента дисконтирования.

[17] Норма управляемости – это число сотрудников (подразделений), которые непосредственно подчиняются руководителю. Эта норма варьируется от 4 до 20 в зависимости от сложности решаемых задач, стандарти-зации выполняемых работ, делегирования полномочий и других факторов.

[18] Порог рентабельности рассчитывается по формуле:

[19] Под проблемой понимается несоответствие возможного развития предприятия с постав­ленными генеральными целями.

[20] Относительным показателем может быть коэффициент конкурентного преимущества, характеризующий степень привлекательности для потребителей одного товара по отношению к другому (измеряется на основе экспертных оценок).

[21] Для сферы услуг:

- результат исполнения услуги (качество);

- качество обслуживания;

- цена потребления;

- условия предоставления услуги (территориальная).

[22] Требования: к назначению надежности и эстетичности товара.

[23] В малых и даже средних предприятиях некоторых видов деятельности (например, в туризме) производственный и обслуживающий персонал не разделяются.

[24] Для предприятий сферы услуг.

[25] Предполагается, что рост производительности труда должен опережать рост фондовооруженности труда. Так в сфере услуг 1 % роста фондовооруженности труда сопровождается ростом производительности труда на 1,2 -1,3 %.

[26] Коэффициент выхода на работу определяется как число дней выхода на работу (365 дней – выходные – праздничные – отпуск – прочие невыходы по уважительным причинам) делят на 365 дней. Обычно этот коэффициент составляет – 0,65.

[27] Для исключения фактора цены (стоимости) сырья в объеме выручки целесообразно для определения производительности труда в предприятиях, использующих при производстве и реализации сырье, использовать показатель объема добавленной стоимости (ДС), который равен выручка (В) минус стоимость сырья и товаров (для производства и последующей реализации)

[28] Основными системами оплаты труда являются: сдельная за выполненный объем работы (в руб. за единицу выполненной работы) и повременная за отработанное время \9за час, день, месячный оклад).

[29] В соотвествии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

[30] Коэффициент выхода на работу (с учетом больничных, отпуска за свой счет и других уважительных причин) принимается в размер 0,9 – 0,92)

[31] Предельные затраты характеризуют дополнительные расходы, связанные с производством и реализацией дополнительное единицы продукции и рассчитываются как частное от деления прироста суммы затрат (3п-3п-1) на прирост объема производства (Оп-Оп-1).

[32] Предельные доход – увеличение общей суммы дохода, полученного за счет продажи одной дополнительной единицы выпускаемой продукции (услуг).

[33] Для предприятий других видов экономической деятельности это соотношение имеет большую дифференциацию и зависит от материалоемкости, трудоемкости производства продукции, организации производства, уровня автоматизации и других факторов.

[34] С учетом стоимости сырья и материалов для производства продукции и услуг оптимальное соотношение условно-постоянных и условно-переменных затрат 1:1

[35] Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (на 1 м2 торговой площади, на 1 работника и т.д.), характеризующего вид предпринимательской деятельности в различных сопоставляемых условиях.

[36] Интервальные значения критериев ликвидности вызваны отраслевой спецификой оборачиваемости ликвидных активов. Так, для торговли и сферы услуг, где высокий показатель оборачиваемых, принимаются первые интервальные значения, для других отраслей – увеличенные.

[37] Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой такое изменение срока уплаты налога и уменьшение налога (не более 50 % от суммы налога соответствующих платежей без учета инвестиционного налогового договора) когда идет накопление сумм, направляемых на инвестиции на срок от 1 года до 5 лет. Инвестиционный налоговый кредит выдается на основе договора между уполномоченными органами исполнительной власти и организацией.

[38] В.Е. Хруцкий и др. Внутрифирменное бюджетирование. М. Финансы и статистика, 2007 г.

[39] Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Москва, «Финансы и статистика», 2005, с.773.

[40] Компетенция (возможности) – это совокупность навыков и знаний, применяемых работником в своей деятельности в рамках отведенных ему полномочий, позволяющих добиваться эффективности не только своей деятельности, но и предприятия в целом.

Наши рекомендации