Основание для разработки проекта

Основание для разработки проекта

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

- Программа развития МДОУ детский сад общеразвивающего вида №75

Разработчики

Челина Е.Н. – учитель-логопед

Калинина В.В. – воспитатель

Участники проекта

  • Дети старшего дошкольного возраста;
  • Учитель-логопед – непосредственное коррекционное обучение воспитанников, информационная, консультативная поддержка родителей в вопросах коррекционного обучения;
  • Воспитатель – сопровождение обучения, проведение консультаций для родителей, координация участников проекта;
  • Родители – взаимодействие с педагогическим коллективом по вопросам коррекционного обучения, осуществляют закрепление пройденного материала в домашних условиях.

Описание содержания Проекта

Долгосрочный проект «Речеград» состоит из нескольких различных по времени проектов. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников, это различные направления в коррекционной работе с ребенком, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Помогать жителям волшебного города города ребенок должен осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности. Как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Срок реализации проекта– апрель 2014г - май 2016г

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов МДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями

Литература

  1. Бабина? Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе //Логопед. — № 5, 2005.
  2. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. — М., 2010
  3. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: Сфера, 2005.
  4. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — М.: Арти, 2005.
  5. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 2007.

6. Фадеева, Ю.А., Жилина, И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. — М., 2012.

Логопедический минипроект «Улица веселого ветерка»

Задачи

· Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания

· Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания

· Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

· Повышение компетенции воспитателей в данной области

· Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Вид проекта

Практико-ориентированный

Краткосрочный

Коллективный

Срок реализации

Апрель 2014 год

Содержание работы

Работа с детьми

· Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у

детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических

упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.

· Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;

· Занятие с детьми на тему «Здоровейка»

· Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.

Работа с родителями

· Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»

· Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»

· Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой;

Работа с педагогами

· Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;

· Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

· Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке

Задачи

· Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,

· Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов

· Повышение интереса родителей к коррекционному процессу

· Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный

Краткосрочный

Коллективный

Срок реализации

Май 2014 год

Содержание работы

Работа с детьми

· Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки

· Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы

· Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке

· Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке

Работа с родителями

· Памятки «Строение артикуляционного аппарата»

· Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»

· Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.

· Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке»

Работа с педагогами

· Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»

· Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений»

· Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке

Задачи

· Усвоение понятия «звук»;

· Усвоение образа буквы;

· Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”

· Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации.

· Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.

· Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

Вид проекта

Исследовательско-творческий

Долгосрочный

Коллективный

Срок реализации

В течение учебного года

Содержание работы

Работа с детьми

· Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв.

· Анализ существующих Азбук.

· Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения,

· Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука»

· Подготовка и участие в празднике «Буквознайки»

Работа с родителями

· Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…), Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове)

Работа с педагогами

· Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.

· Координация процесса творческой исследовательской деятельности,

· Помощь детям в поиске источников информации,

· Поддержка и поощрение активности детей

Работа с детьми

Посещение цикла лекций в библиотеке имени И.А. Крылова;

Организация продуктивной деятельности по темам лекций;

Чтение детской художественной литературы;

Заучивание стихотворных форм.

Работа с родителями


Анкетирование родителей. Тема: «Семейное чтение»,

Собрание – развлечение «Книга – лучший друг»;

Выразительное чтение вслух;
Оформление для родителей наглядного журнала «В мире добрых книг»;

Иллюстрирование художественных произведений;

Показателем успешности литературного образования дошкольников служит:
Самостоятельное, добровольное обращение ребенка к книге;

заинтересованное слушание и участие в беседах;

умение общаться с детской книгой «один на один».

Задачи

· Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека

· Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков

· Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.

· Повышение интереса родителей к коррекционному процессу

· Повышение компетенции воспитателей в данной области

Вид проекта

Исследовательский, практико-ориентированный

Долгосрочный

Индивидуальный

Срок реализации

В течение всего периода коррекции звукопроизношения

Содержание работы

Работа с детьми

· Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»

· Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.

· Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»

· Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»

Работа с семьей

· Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;

· Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки»

· Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Работа с педагогами

· Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»

· Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки)

· Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Задачи

· Развитие грамматического строя речи

· Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах;

· Развитие у детей интереса к родному языку

· Повышение интереса родителей к коррекционному процессу

· Повышение компетенции воспитателей в данной области

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный

Долгосрочный

Коллективный

Срок реализации

В течение учебного года

Содержание работы

Работа с детьми

· Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх,

· Использование моделей предлогов

· Составление предложений с заданным предлогом

· Наблюдение за предлогами в русском языке

· Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки»

Работа с семьей

· Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»

· Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов.

Работа с педагогами

· Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи;

· Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог.

· Практическое использование этого пособия.

Задачи

· Формирование слоговой структуры слов

· Развитие фонематических процессов

· Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

Вид проекта

Практико-ориентированный

Долгосрочный

Индивидуальный

Срок реализации

В течение всего периода коррекционной работы

Содержание работы

Работа с детьми

· Игры и упражнения

для предупреждения нарушений

слоговой структуры слов;

· Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи)4

· Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.

Работа с семьей

· Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной

слоговой структуры слова)

· Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова»

· Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.

· Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.

Работа с педагогами

· Диагностический инструментарий

в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей

· Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста»

Основание для разработки проекта

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

- Программа развития МДОУ детский сад общеразвивающего вида №75

Разработчики

Челина Е.Н. – учитель-логопед

Калинина В.В. – воспитатель

Участники проекта

  • Дети старшего дошкольного возраста;
  • Учитель-логопед – непосредственное коррекционное обучение воспитанников, информационная, консультативная поддержка родителей в вопросах коррекционного обучения;
  • Воспитатель – сопровождение обучения, проведение консультаций для родителей, координация участников проекта;
  • Родители – взаимодействие с педагогическим коллективом по вопросам коррекционного обучения, осуществляют закрепление пройденного материала в домашних условиях.

Наши рекомендации