Состояние рынка лизинга в странах СНГ
Актуальность развития лизинговой деятельности в странах СНГ в настоящее время обусловлена следующими объективными обстоятельствами. На сегодня экономика стран региона в целом может быть охарактеризована как трансформационная: имеет место переход от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах. Для структурной перестройки народного хозяйства государств-участников СНГ необходимы инвестиции, которых на сегодня зачастую остро не хватает.
В трансформационной экономике, когда особенно сложными становятся выполнение финансовых обязательств и увеличение собственного капитала, привлечение заёмных средств приобретает важнейшее значение. Одной из прогрессивных форм привлечения заёмных средств является лизинг. Его название происходит от английского слова to lease, что означает «арендовать», и по существу представляет собой метод кредитования предприятия посредством предоставления за плату в аренду основных фондов. Лизинг могут предоставлять производители этих ценностей или специализированные лизинговые фирмы, компании, банки. Объектом лизинга являются различные виды имущества: недвижимость (здания и сооружения), а также машины, оборудование, транспортные средства и некоторые товары.
Лизинг не вытесняет традиционные формы финансирования и кредитования основных фондов, а является их дополнением. Выступая альтернативной формой кредитования, лизинг усиливает конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями, оказывает понижающее влияние на ссудный процент, что в свою очередь стимулирует приток капитала в производственную сферу.
В настоящее время странами-участницами СНГ разрабатывается комплексная программа сотрудничества, и прежде всего в плане увязки законодательных актов и других нормативных документов.
Тем не менее, успешному развитию лизинга в странах СНГ препятствует ряд серьёзных обстоятельств, а партнёрское сотрудничество в рамках СНГ в сфере лизинга осложнено целым рядом причин, среди которых следующие:
- слабое развитие инфраструктуры лизинга государств СНГ, связанное с недостаточностью финансового, в том числе валютного потенциала;
- нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний;
- слабая диверсификация предоставляемых услуг;
- неразвитость связей между зарубежными страховыми компаниями;
- отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая предоставляла бы постоянно восполняемую и доступную информацию о предложениях лизинговых услуг, и связанное с этим недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей – потенциальных лизингополучателей;
- проблемы нормативно-правового обеспечения, в т.ч. в области таможенного регулирования и др.
Важнейшим условием эффективного функционирования межгосударственных лизинговых компаний является создание единого правового поля. В странах СНГ заканчивается этап формирования нормативно-правовых актов о лизинге. На базе фактически одинаковых положений гражданских кодексов стран СНГ, где рассматривается финансовая аренда (лизинг), созданы национальные законодательные акты о лизинге, а также подготовлен Модельный закон «О лизинге» для стран СНГ.
Целями Модельного закона «О лизинге» являются развитие форм инвестиций на основе лизинга в рамках СНГ, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. В законе определяются правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
Что касается организационных основ функционирования межгосударственного лизинга, то они с принятием ряда документов постепенно складываются в определенную систему. Эта система базируется на принятой в ноябре 1998 г. Советом глав правительств СНГ Конвенции о межгосударственном лизинге техники, которая вступила в силу с 31 июля 2001 г. после её ратификации государствами СНГ. Организационной структурой межгосударственного лизинга является Лизинговая конфедерация (союз) СНГ – СНГЛИЗИНГ – со своими отраслевыми комитетами.
Конфедерация учреждена национальными лизинговыми ассоциациями (союзами) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Украины, постоянно и на всех этапах принимающими самое деятельное и эффективное участие в работе Конфедерации и составляющими её организационно-функциональную основу.
В целях расширения границ лизинговой деятельности необходимо осуществить ряд мероприятий по укреплению связей между лизинговыми компаниями стран СНГ и между их объединениями и ассоциациями.
Дальнейшее развитие организационных форм управления лизингом в странах СНГ обуславливается тенденциями, вызываемыми законами кооперации и концентрации производства. Возникает необходимость укрупнения фирм, их специализации. То есть речь идет о переходе к компаниям холдингового типа. Так например, именно использование холдинговой модели построения лизинговой компании считает перспективной организационной формой руководство ассоциации «БАЛТЛИЗ» (Россия).
Развивая это направление исследования, можно также говорить о перспективности создания совместных лизинговых компаний. Появление на рынке подобных компаний может послужить хорошим толчком в развитии международного лизинга в странах СНГ, особенно в условиях выхода из кризиса.
Наиболее актуальным направлением на пути становления подобных совместных компаний является формирование единого аграрного рынка стран СНГ и создание на его пространстве межгосударственной лизинговой компании (МЛК) агропромышленного комплекса стран Содружества. Активное участие в данном процессе принимают Беларусь, Казахстан, Россия и Украина.