Предложения мероприятий по страхованию, самострахованию и минимизации рисков
Около каждого из оставшихся рисков должна быть запись о том, каким образом автор бизнес плана предполагает работать с ними.
Возможны три варианта действий.
Страхование подразумевает использование услуг сторонних организаций.
Основные виды страхования, связанного с предпринимательской деятельностью:
- страхование имущества предприятия от стихийных бедствий (номинальная сумма страховки обычно составляет 70-80 % стоимости имущества);
- страхование отгруженной с предприятия продукции на период ее перевозки (сумма страховки соответствует, как правило, номинальной стоимости товара);
- страхование транспортных средств;
- компенсационное страхование;
- медицинское страхование;
- страхование вынужденной остановки предприятия.
Не следует забывать: страхование рисков увеличивает затраты. В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо считать, насколько велик будет ущерб от возможного риска, если его не застраховать.
При самостраховании (резервировании) предусматривается создание определенных запасов: финансовых, материальных, информационных. В качестве информационных резервов можно рассматривать приобретение дополнительной информации (например, за счет проведения более детальных маркетинговых исследований). Финансовые резервы могут создаваться путем выделения дополнительных средств на покрытие непредвиденных расходов. Материальные резервы означают создание специального страхового запаса сырья и материалов, комплектующих.
Чаще всего резервируются два основных ресурса менеджера – деньги и время, то есть на наиболее рисковые действия либо ставится запас денежной прочности, либо запас прочности по времени. Но, создавая дополнительные резервы, необходимо считать, какой их уровень является приемлемым: наличие резервов, с одной стороны, снижает ряд возможных рисков, а с другой — увеличивает затраты по проекту.
Минимизация рисков подразумевает любые действия, с помощью которых автор бизнес плана:
- сможет снизить вероятность возникновения данного риска (превентивные действия);
- видит перечень мероприятий, снижающих ущерб от возникновения риска (реактивные действия).
По сути дела, минимизация – это краткая инструкция по предотвращению/реагированию на событие.
Обязательным в разделе бизнес-плана, описывающего риски, является подраздел «Гарантии партнерам и инвесторам».
Формы гарантий бизнес-плана могут быть самыми разнообразными. Обычно используют следующие:
- гарантии федеральных, региональных или местных органов власти;
- страхование;
- залог активов (недвижимости, ценных бумаг и т. д.);
- банковские гарантии;
- передача прав;
- товарные гарантии (готовой продукцией).
По каждой из них возможна различная степень готовности к реализации:
- предварительная переписка с гарантом;
- подписание протокола о намерениях;
- гарантийные письма;
- договоры (аренды, поставки и т. д.);
- активы, предполагаемые к залогу, и т. д.
Анализ чувствительности
Анализ чувствительности может быть как самостоятельным разделом, так и элементом финансового плана.
Смысл раздела: разработчик должен дать четкий ответ на вопрос: «А что произойдет, если..?».
Цель анализа чувствительности – определение степени влияния изменения основных параметров бизнес-плана на финансовые результаты деятельности.
В качестве основных показателей для анализа выступают:
- объем реализации продукции;
- цена реализуемой продукции;
- размер производственных затрат;
- стоимость заемного капитала (% за кредит);
- ряд других факторов (инфляция, налоги, задержка платежей и т.д.).
Анализ чувствительности заключается в определении критических границ изменения факторов. Например, насколько максимально можно снизить объемы продаж или цену реализации, чтобы не получить убыток. Чем шире диапазон параметров, в котором показатели эффективности остаются в пределах приемлемых значений, тем выше «запас прочности» бизнес-плана, тем лучше он защищен от колебаний различных факторов.
Работа производится методом подбора (в основные расчеты финансового плана, например, при определении себестоимости продукции или формировании баланса денежных потоков, ставятся завышенные/сниженные по сравнению с оптимальным значением показатели).
Результаты исследования чувствительности излагаются либо в конце финансового плана, либо в самостоятельном разделе «Анализ чувствительности».
Пример результатов анализа чувствительности: «Цены на предлагаемые услуги можно снижать не более чем на 15%», «Объем продаж может быть ниже запланированного, но не более, чем на 25 %».
Приложения
К бизнес-плану прилагаются оригиналы или копии документов, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в основном тексте бизнес-плана. К ним могут относиться:
1. Биографии собственников или руководителей предприятия, подтверждающие их компетенцию и опыт работы.
2. Результаты маркетинговых исследований.
3. Результаты ретроспективного анализа финансово-хозяйственной деятельности действующего предприятия за несколько последних лет.
4. Аудиторское заключение о деятельности существующего предприятия.
5. Подробные технические характеристики продукции.
6. План предприятия.
7. Гарантийные письма, договоры о намерениях или контракты с поставщиками и потребителями продукции.
8. Договоры аренды, лицензионные соглашения.
9. Заключения служб государственного надзора по вопросам безопасности и экологии.
10. Статьи из журналов и газет о направлениях и параметрах развития выбранного рынка.
11. Если бизнес является франчайзингом, то прикладывается соответствующее соглашение.
12. Любые патенты и авторские права, которыми владеют организаторы бизнеса и др.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите требования к оформлению титульного листа бизнес-плана.
2. Перечислите основные вопросы, раскрываемые в резюме бизнес-плана.
3. Перечислите вопросы, раскрываемые в разделе «Характеристика продукции».
4. В каком случае в бизнес-плане находится раздел «Характеристика действующего предприятия»? Какие элементы анализа он включает?
5. Каким образом определяется потребитель продукции/услуги?
6. По каким параметрам проводится сравнение создаваемой фирмы с конкурентами?
7. Перечислите вопросы, которые должны быть раскрыты в плане маркетинга.
8. Охарактеризуйте основные элементы производственного плана.
9. Какие вопросы должны быть раскрыты в организационном плане?
10. С чем заключается смысл и методика проведения SWOT-анализа?
11. Перечислите цепочку расчетов, входящих в финансовый план.
12. Каким образом и с какой целью определяется точка безубыточности?
13. Объясните назначение и назовите основные элементы баланса денежных потоков.
14. Дайте определение термина «риск» и назовите основные типы рисков деятельности предприятия.
15. Перечислите действия алгоритма экспертной работы с рисками бизнес-плана.
16. В чем состоит назначение приложений к бизнес-плану? Что входит в их состав?