Г). Анализ себестоимости (затрат на рубль доходов) в основной эксплуатационной деятельности предприятий речного транспорта

Себестоимость продукции, работ и услуг – это выражаемые в денежной форме затраты всех видов ресурсов (основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии и труда). Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самим предприятием. Себестоимость продукции есть затраты предприятия на производство и обращение, она служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости (выполнение плана доходов отражено в таблице 5, динамика расходов - в таблицах 6 и 7).

Задачи анализа себестоимости продукции таковы:

? оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, т.е. издержкам производства и обращения,

? установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости,

? определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости;

? анализ себестоимости отдельных видов продукции;

? выявление резервов снижения себестоимости.

Себестоимость продукции можно рассчитать в виде общей суммы текущих затрат на эксплуатацию объекта или в виде удельной величины расходов, приходящейся на единицу продукции. На речном транспорте издержки формируются по видам работ.

Себестоимость перевозок и перегрузочных работ объединяется в основную эксплуатационную деятельность и рассчитывается в рублях затрат на один рубль доходов (таблица 8). В себестоимости находит отражение выполнение плана предприятия по объему производства, использованию флота и перегрузочных механизмов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, внедрению новой техники и повышению производительности труда. Величина себестоимости оказывает влияние на прибыль, рентабельность и финансовое состояние предприятия.

Исходные данные для анализа содержатся в отчетности по форме Б-З «Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности речного транспорта», а также в сведениях по оперативной и статистической отчетности.

Анализ себестоимости можно производить по статьям и элементам затрат.

В данной курсовой работе анализ себестоимости производится по элементам затрат (таблицы 6, 7):

1. Материальные затраты - топливо и энергия, материалы, износ МБП, платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуги сторонних предприятий, отчисления на природоохранные мероприятия, платежи специализированным предприятиям за работы, связанные с производством нерудных строительных материалов.

2. Затраты на оплату труда - затраты на оплату труда, включая премии рабочим и служащим.

3. Отчисления на социальные нужды - аналогичная статья расходов.

4. Амортизация основных фондов - затраты на амортизацию основных фондов, к которым относится сумма амортизационных отчислений на полное восстановление средств.

5. Прочие затраты - затраты на ремонт, аренда судов и механизмов, прочие прямые расходы плюс налоги, сборы и платежи, кроме отчислений на природоохранные мероприятия и платежей специализированным предприятиям.

Непосредственное влияние на себестоимость перевозок оказывает изменение объема работ, путевые условия и габариты судового хода, скорость течения реки, длительность навигации, типы судов, степень соблюдения режима экономии затрат, контейнеризация и пакетизация перевозок. Изменение объема перевозок и погрузочно-разгрузочных работ оказывают влияние, главным образом, за счет относительного сокращения распределяемых расходов. В их состав на перевозках входят затраты по содержанию портов и пристаней, служебно-вспомогательного флота, связи, управления и другие общеэксплуатационные расходы. На погрузочно-разгрузочных работах к указанным расходам относятся затраты по содержанию обслуживающего и управленческого персонала, общепроизводственные и часть расходов по содержанию портов, связи и общеэксплуатационных расходов. Исходя из этого, на себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ влияют следующие факторы (таблицы 6 и 7):

o относительное изменение распределяемых расходов при изменении объема производства;

o абсолютное изменение распределяемых расходов, относимых на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы;

o изменение структуры перевозок по видам флота и технике движения и структуры погрузочно-разгрузочных работ по родам перерабатываемых грузов;

o изменение производительности работы флота и перегрузочных механизмов;

o изменение удельных расходов на тоннаже-сутки или машино-часы.

АНАЛИЗ таблицы 5, 6 и 7.

Из таблицы 5 видно, что, в общем, план доходов от перевозок перевыполнен на 270 тыс. руб. В основном следствием перевыполнения плана доходов от перевозок по отчету по доходам от перевозок от сдачи судов в аренду. Доходы по этому виду деятельности составили 900 тыс. руб., притом, что они вовсе не планировались. Доходы от перевозок снизились на 680 тыс. руб. от запланированной суммы.

Проанализировав данные таблицы 6, можно сделать вывод, что, в общем, доход от перегрузочных работ снизился с 4800 тыс. руб. по данным плана перегрузочных работ до 4650 тыс. руб. по данным отчета перегрузочных работ. Снижение составило 150 тыс. руб. в абсолютном отношении.

По данным таблицы 7 можно сделать вывод о том, что в общем расходы от перевозок по данным отчета по расходам, относимым на перевозки меньше плановых показателей на 143,2 тыс. руб. (7,64%), что в основном является следствием уменьшения расходов по прочим затратам на 312,45 тыс. руб. или 26,67% с 1771,65 тыс. руб. до 1484,1 тыс. руб. по плану и отчету расходов, относимых на перевозки соответственно. Более всего плановые показатели по расходам от перевозок превысили материальные затраты, возросшие на 162,9 тыс. руб. (10,48%) с 1554 тыс. руб. до 1716,9 тыс. руб. по плану и отчету расходов, относимых на перевозки соответственно.

Наши рекомендации