Имущественное страхование - объектом страховая выступает имущество в различных видах

3) страхование ответственности - объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Видом страхования называют страхование конкретных объектов в определенном объеме страховой ответственности и по соответствующим тарифным ставкам.

Наиболее распространенными видами страхования являются:

· смешанное страхование жизни;

· страхование детей;

· страхование от несчастных случаев;

· страхование на случай смерти и утраты трудоспособности;

· медицинское страхование.

· страхование имущества от огня;

· страхование имущества от бури;

· страхование грузов;

· страхование от убытков вследствие остановки производства;

· страхование автогражданской ответственности;

· страхование персональной ответственности перед третьими лицами из-за небрежности страхователя или членов его семьи;

· cтрахование ответственности производителя товара (посредника или продавца) перед потребителями и другими за вред, болезнь или убыток (ущерб), возникающие в результате поставки товара;

· cтрахование профессиональной ответственности (например, адвоката, нотариуса, врача и других специалистов);

· и так далее.

Вопрос 44

Финансовая система государства: элементы структуры и особенности формирования в
России

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая системасостоит из трех подсистем:

• общегосударственные финансы, включающие государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит - обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне;

• финансы хозяйствующих субъектов, включающие финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных и других предприятий и организаций – используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне;

• финансы населения.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом

Государственные и муниципальные финансы

 
  Имущественное страхование - объектом страховая выступает имущество в различных видах - student2.ru

Финансы федеральных Финансы органов власти Финансы органов

Имущественное страхование - объектом страховая выступает имущество в различных видах - student2.ru Имущественное страхование - объектом страховая выступает имущество в различных видах - student2.ru Имущественное страхование - объектом страховая выступает имущество в различных видах - student2.ru органов власти субъектов РФ местного самоуправления

Федеральный бюджет Региональные бюджеты Муниципальные бюджеты

Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды

Государственный кредит Кредит субъектов РФ Муниципальный кредит

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денеж­ных отношений, в процессе которых происходит формирование, рас­пределение и использование государственных и муниципальных фон­дов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: со­здание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предостав­ление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и ан­тимонопольное регулирование; защита производителей от несправед­ливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка куль­туры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социаль­ной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных сло­ев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распредели­тельную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономи­ки, производительной и непроизводительной сферами, различными со­циальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля от­слеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, фи­нансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

Контрольная функция государственных и муниципальных финан­сов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производствен­ного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использовани­ем финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Децентрализованные финансысоставляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального произ­водства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы ком­мерческих и некоммерческих предприятий (организаций), финансы домашнего хозяйства.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий,организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение РФ и, следова­тельно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения пред­приятий, организаций могут эффективно функционировать на ос­нове ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйствен­ных решений, самофинансированной предпринимательской дея­тельности и др.).

Выполнение этих принципов определяет стабильность всей фи­нансовой системы. Главным источником производственного и со­циального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, са­мостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют произ­водственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы фи­нансового рынка - кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Некоммерческие организации(благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей це­лью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учре­дителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе децентрализованных финансов принад­лежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и национального дохода и регулировании платеже­способного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВПв виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые ма­териальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

Децентрализованным финансам присущи те же функции, что и общегосударст­венным финансам: распределительная и контрольная. Однако их реализация осуществляется на микроэкономическом уровне. Обе функции тесно взаимосвязаны. Например, посредством распределительнойфункции происходят формирование первоначального (уставного) капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирова­ние его в производство, воспроизводство и приращение капитала, привлечение внешних источников, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечиваю­щих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводи­телей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распреде­лительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервовкоммерческих организаций посредством распре­деления и перераспределения поступающих доходов, формирование прибыли. В коммерческих организациях формируются децентрали­зованные фонды денежных средств: уставный капитал или устав­ный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный ка­питал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.

Распределительные отношения затрагивают интересы как обще­ства в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учреди­телей, акционеров, работников, кредитных и страховых институтов. Нарушение непрерывного кругооборота средств, неоправданный рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в организации производственного процесса, недостаточном воздействии распреде­лительных отношений на эффективность производства.

Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хо­зяйственной деятельности, сложившуюся систему распределитель­ных отношений в организации и при необходимости применить меры финансового воздействия в целях обеспечения ее финансовой устойчивости. Выполнению этой задачи способствует контрольнаяфункция децентрализованных финансов.

Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фон­дов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (рас­пределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. Однако невозможно распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации. Размер получае­мых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, сни­жения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность организации, его финансовая ус­тойчивость. Финансовый контрольза деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:

• непосредственно хозяйствующий субъект путем всесторонне­го анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения текущих финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальных ценно­стей, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами;

• акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективным вложением денежных средств, по­лучением прибыли и выплатой дивидендов;

• налоговые органы Федеральной налоговой службы РФ, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

• коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;

• независимые аудиторские фирмы при проведении аудитор­ских проверок.

Реализация контрольной функции осуществляется на основе нормативных и законодательных актов, плановых и отчет­ных смет и финансовых планов.

Вопрос 45

Наши рекомендации