Имущественное страхование - объектом страховая выступает имущество в различных видах
3) страхование ответственности - объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.
Видом страхования называют страхование конкретных объектов в определенном объеме страховой ответственности и по соответствующим тарифным ставкам.
Наиболее распространенными видами страхования являются:
· смешанное страхование жизни;
· страхование детей;
· страхование от несчастных случаев;
· страхование на случай смерти и утраты трудоспособности;
· медицинское страхование.
· страхование имущества от огня;
· страхование имущества от бури;
· страхование грузов;
· страхование от убытков вследствие остановки производства;
· страхование автогражданской ответственности;
· страхование персональной ответственности перед третьими лицами из-за небрежности страхователя или членов его семьи;
· cтрахование ответственности производителя товара (посредника или продавца) перед потребителями и другими за вред, болезнь или убыток (ущерб), возникающие в результате поставки товара;
· cтрахование профессиональной ответственности (например, адвоката, нотариуса, врача и других специалистов);
· и так далее.
Вопрос 44
Финансовая система государства: элементы структуры и особенности формирования в
России
Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовая системасостоит из трех подсистем:
• общегосударственные финансы, включающие государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит - обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне;
• финансы хозяйствующих субъектов, включающие финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных и других предприятий и организаций – используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне;
• финансы населения.
Финансы государства структурно можно представить следующим образом
Государственные и муниципальные финансы
Финансы федеральных Финансы органов власти Финансы органов
органов власти субъектов РФ местного самоуправления
Федеральный бюджет Региональные бюджеты Муниципальные бюджеты
Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды
Государственный кредит Кредит субъектов РФ Муниципальный кредит
Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.
Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.
Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.
Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.
Децентрализованные финансысоставляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций), финансы домашнего хозяйства.
Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий,организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение РФ и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).
Выполнение этих принципов определяет стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка - кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.
Некоммерческие организации(благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.
Особое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и национального дохода и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВПв виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.
Децентрализованным финансам присущи те же функции, что и общегосударственным финансам: распределительная и контрольная. Однако их реализация осуществляется на микроэкономическом уровне. Обе функции тесно взаимосвязаны. Например, посредством распределительнойфункции происходят формирование первоначального (уставного) капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, привлечение внешних источников, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервовкоммерческих организаций посредством распределения и перераспределения поступающих доходов, формирование прибыли. В коммерческих организациях формируются децентрализованные фонды денежных средств: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.
Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников, кредитных и страховых институтов. Нарушение непрерывного кругооборота средств, неоправданный рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в организации производственного процесса, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.
Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной деятельности, сложившуюся систему распределительных отношений в организации и при необходимости применить меры финансового воздействия в целях обеспечения ее финансовой устойчивости. Выполнению этой задачи способствует контрольнаяфункция децентрализованных финансов.
Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. Однако невозможно распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность организации, его финансовая устойчивость. Финансовый контрольза деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:
• непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения текущих финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальных ценностей, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами;
• акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективным вложением денежных средств, получением прибыли и выплатой дивидендов;
• налоговые органы Федеральной налоговой службы РФ, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;
• коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;
• независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок.
Реализация контрольной функции осуществляется на основе нормативных и законодательных актов, плановых и отчетных смет и финансовых планов.
Вопрос 45