Факторы и предпосылки лизинга
Анализ объективных предпосылок существования лизинга в Российской Федерации и других странах СНГ включает, с одной стороны, исследование потенциальной емкости внутреннего лизингового рынка, а с другой — изучение реальных возможностей для его существования.
Основная негативная тенденция состояния экономики России последнего времени состоит, как известно, в неуклонном падении уровня производства и снижении деловой активности. Это обстоятельство оказывает самое отрицательное воздействие как на развитие лизингового бизнеса вообще, так и на конкретные процессы формирования спроса и предложения на рынке лизинга.
Так, по данным Госкомстата Российской Федерации[5], в январе — октябре 1992 г. практически по всем позициям в машиностроении сохранялось существенное отставание от уровня января — октября 1991 г. В значительной степени на ситуации сказывается спад инвестиционной активности, повлекший за собой уменьшение спроса на многие виды строительной техники и оборудования. Уменьшение спроса по важнейшим видам машинно-технической продукции, которые потенциально могли бы выступать как объекты лизинга, составило по кузнечно-прессовым машинам, грузовым автомобилям, металлорежущим станкам — 30-60 %, экскаваторам — 22-28, кранам — 13-17, оборудованию электротехнической промышленности — 17-30 %. В станкостроении, являющемся базой технического перевооружения и структурной перестройки экономики, наметилась негативная тенденция резкого ухудшения положения с производством наиболее прогрессивных видов оборудования. Из-за высокой стоимости эта продукция зачастую не может найти сбыта и поэтому некоторые предприятия вынуждены снимать с производства высокопроизводительное оборудование и возвращаться к выпуску универсальных простейших станков и оборудования. Именно эти факторы определили то обстоятельство, что сокращение производства морально устаревающих видов металлорежущих станков составило 20-30 %, тогда как станков с ЧПУ — более 50 %. Таким образом, основной спад производства пришелся именно на те виды технической продукции, которые во всей мировой практике считаются самыми перспективными объектами лизингового бизнеса.
Разбалансированность рынка машинно-технической продукции, а точнее отсутствие цивилизованного рынка вообще и машинно-технической продукции в частности, не позволяет в полной мере объективно оценить нормальный, "здоровый" спрос на таком рынке. Тем более это сложно сделать в отношении той продукции, которая поступает в эксплуатацию посредством лизинга. Поэтому здесь приходится ограничиваться отдельными экспертными оценками. Так, некоторое представление о характере спроса на оборудование и технику, привлекаемые в производство на условиях лизинга, дают результаты выборочного обследования Ленинградского отделения НИИМСа[6]. Из 2,5 тыс. обследованных предприятий и организаций 50 % высказались за необходимость привлечения различных видов техники на условиях лизинга на срок от одного года до 3 лет, а 13,5 %—на более длительные сроки от 3 до 5 лет[7].
На сегодняшний день основная проблема развития лизингового бизнеса заключается в адекватном соответствии предложения имеющемуся спросу на лизинговые объекты. Пока число реальных каналов, по которым они могут поступать па лизинговый рынок, весьма ограниченно. Одним из таких источников может стать техника, оборудование и транспортные средства, передаваемые народному хозяйству в результате конверсии. Однако эта высококачественная, отвечающая последнему слову технического прогресса техника, прежде чем поступить в пользование, должна быть перепрофилирована под новые производственные нужды, т.е. адаптирована к гражданским отраслям, а это требует больших средств и немалого времени.
В качестве другого источника насыщения лизингового рынка могут рассматриваться товарно-материальные ценности, сосредоточенные в невостребованных запасах оборудования и техники на складах и в незавершенном строительстве. Однако поскольку часть этих запасов, еще не будучи в эксплуатации, уже потеряла некоторые свои потребительские свойства из-за длительного хранения, то ее реальное вовлечение в лизинговый бизнес возможно только через развитие такого вида лизинга, как лизинг имущества, уже бывшего в эксплуатации.
Неоднозначную роль в формировании лизингового бизнеса играет неразвитость оптовой торговли средствами производства. Этот фактор, безусловно, сдерживает становление лизингового рынка со всеми его полноправными атрибутами. Централизованное снабжение материальными ресурсами приводило, как известно, к парадоксальной ситуации: с одной стороны, тотальный дефицит и трудности с обеспечением ресурсами в масштабах, грозящих привести к остановке производства, а с другой — существование колоссальных сверхнормативных запасов неиспользуемых товарно-материальных ценностей.
В то же время отсутствие оптовой торговли не исключает возможности развития лизинга вообще, а в определенной мере даже способствует активному поиску новых форм материального обеспечения производства. Посредством лизинга станут возможными реализация избыточных запасов одних предприятий и их перераспределение в пользу других предприятий, нуждающихся в них на какое-то определенное время.
Важнейшей объективной предпосылкой развития лизингового бизнеса является введение с 1 января 1991 г. единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства. Просуществовавшие с 1974 г. нормы амортизационных отчислений и порядок их исчисления и использования уже давно не отвечали потребностям современного этапа развития экономики.
Новые нормы амортизационных отчислений, порядок их начисления и метод ускоренной амортизации вводятся с целью создания экономических условий для активного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства, а также для сокращения затрат на капитальный ремонт физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств.
Для формирования финансовых возможностей ускорения внедрения в производство научно-технических достижений предприятия наделены правом применять метод ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов (машин, оборудования, транспортных средств), введенный в действие после 1 января 1991 г. Метод ускоренной амортизации во всей мировой хозяйственной практике рассматривается как наиболее прогрессивный способ обновления производственного потенциала. В результате его применения достигается более быстрое по сравнению с нормативными сроками службы основных фондов полное перенесение их балансовой стоимости на издержки производства и обращения.
В постановлении Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" и утвержденном им же "Положении о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве" предусматривается, что предприятия могут применять метод ускоренной амортизации основных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта продукции в случаях, когда ими осуществляется массовая замена изношенной или морально устаревшей техники новой, более производительной. При применении метода ускоренных амортизационных списаний норма годовых амортизационных отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более чем в два раза.
В названном Положении зафиксированы исключения, при которых данный метод не распространяется на некоторые виды машин, оборудования и транспортных средств:
машины, оборудование и транспортные средства с нормативным сроком службы до 3 лет;
отдельные виды оборудования самолетно-моторного парка Аэрофлота, нормативный срок службы которых определяется в зависимости от количества часов работы самолетов и вертолетов;
подвижной состав автомобильного транспорта, по которому начисление амортизации на реновацию проводится по нормам, определяемым в процентах от стоимости автомашины, отнесенной к 1000 км фактического ее пробега;
уникальная техника и оборудование, предназначенные для использования только при определенных видах испытаний и производстве ограниченного вида конкретной продукции.
Для всех остальных видов машин, оборудования и транспортных средств метод ускоренной амортизации может быть применен.
Таким образом, данный метод распространяется на те виды машин, оборудования и техники, которые в наибольшей степени способствуют внедрению в производство научно-технических достижений. В перспективе именно эти элементы основных фондов должны стать ведущими объектами лизингового бизнеса. Поэтому использование ускоренной амортизации в отношении объектов лизинговых сделок будет давать определенные преимущества как лизингодателю, так и лизингополучателю и тем самым служить дополнительным стимулом развития лизинга в нашей стране. Лизингодатель получит возможность в более короткие сроки возвратить свое имущество; лизингополучатель сможет приблизить срок получения имущества в собственность, если это предусмотрено договором лизинга. В связи с вышесказанным при разработке методического обеспечения лизинговых сделок возникает дополнительная задача подготовки рекомендаций по проведению тех лизинговых операций, к объектам которых применяется метод ускоренной амортизации.