Направления внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ

Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма осуществляется путем реализации следующих направлений, которые могут быть отражены в рамках следующих программ:[1]

-программа организации системы ПОД/ФТ. В рамках этой программы устанавливается перечень субъектов, на которых возложены полномочия по ПОД/ФТ, а также взаимодействие между ними.

Также определяются специальные электронные технологии и специальное программное обеспечение используемое коммерческим банком для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Среди них можно выделить:

-личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, разработчик ФСФМ;

-АРМ «Организация», разработчик ФСФМ (автоматизированный комплекс по вводу, обработке и передаче информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, представляемых в Росфинмониторинг в соответствии с Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 5 октября 2009 года № 245.);

-автоматическая сверка в информационных системах коммерческого банка клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношение которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

-программа идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (далее – программа идентификации). В рамках этой программы при совершении операции на сумму 15000 рублей (или эквивалентная сумма в иностранной валюте) клиентом, выгодоприобретателем, бенефициарным владельцем устанавливаются данные, позволяющие идентифицировать физическое и юридическое лицо;

-программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – программа управления риском);

Под управлением риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма следует понимать совокупность предпринимаемых кредитной организацией действий, направленных на оценку такого риска и его минимизацию посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также договором с клиентом мер, в частности, запроса дополнительных документов, их анализа, в том числе путем сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении кредитной организации, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

Оценка риска клиента осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий рисков:

1) риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца (наличие данных о субъекте операции и оценка их достоверности);

2) страновой риск (если место регистрации субъекта относится к государствам (территориям), финансирующим или поддерживающим террористическую деятельность и др. в соответствии с Положением Банка России 375-П);

3) риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций (деятельность, связанная с благотворительностью или иным видом нерегулируемой некоммерческой деятельности, с интенсивным оборотом наличности, с производством оружия, или посредническая деятельность клиента по реализации оружия, операциями повышенной степени (уровня) риска легализации (отмывания) доходов и иные операции, определяемые коммерческим банком).

В программу управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма включаются:

а. организация системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в зависимости от оценки риска клиента и риска использования услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

б. методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска клиента и в отношении риска использования услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

в. порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и риском использования услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с указанием периодичности их проведения;

г. порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

д. указание способов управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе перечень предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию;

е. порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и определения риска использования услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

ж. особенности мониторинга и анализа операций клиентов, относящихся к различным степеням (уровням) риска.

В программу управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма могут включаться иные положения по усмотрению кредитной организации.[2]

-программы выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее – программа выявления операций). Программа выявления операций составляет ключевую часть методики коммерческого банка в ПОД/ФТ. ;

-программа, определяющая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее – программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки);

-программа, определяющая порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом;

-программы подготовки и обучения кадров коммерческого банка в сфере ПОД/ФТ. Программа подготовки и обучения включает регулярную проверку знаний сотрудников кооператива по ПОД/ФТ и полученных ими навыков предупреждения проникновения в кооператив преступных доходов и рисков его вовлечения в их легализацию, направления на финансирование терроризма и на иные противоправные цели;

-программа организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;

-проверки осуществления внутреннего контроля;

-программы хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – программа хранения информации);

-программа, определяющая порядок взаимодействия коммерческого банка, с лицами, которым поручено проведение идентификации (в случае поручения Коммерческим банком проведение идентификации иным лицам).

Таким образом, деятельность коммерческого банка в сфере ПОД/ФТ разнообразна и включает в себя различные направления.

Наши рекомендации