Внутренние стандарты о сущности, целях и содержании корпоративного финансового контроля как элемента системы внутреннего контроля. Парадигмы и принципы работы совета директоров в корпорации.

Внутренний (корпоративный) финансовый контроль – это наблюдение и проверка стоимостных параметров всех сфер деятельности предприятия, выявляющие отклонения от принятых ранее управленческих решений в форме установленных планов, норм и пр. на основе управленческой отчетности, и обеспечивающие влияние на дальнейшее принятие управленческих решений с целью повышения финансовой эффективности предприятия.

Объектами корпоративного финансового контроля как функции финансового управления являются информационные факты о реальных или потенциальных количественных и качественных отклонениях в плановом движении товарно-денежных и денежных потоков, опосредующих финансовые отношения субъекта хозяйствования. Деятельность субъекта корпоративного финансового контроля представленії системой наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, выявлением результатов управленческих воздействий на объект управления и соответствия их целям, стоящим перед предприятием.

Формализация процедуры внутреннего контроля на уровне процессов заключается в определении должностных лиц, наделенных правом санкционирования (разрешения) операции и формальных требований, предъявляемых к операции. Формальные требования целесообразно устанавливать в виде нормативов, планов, бюджетов, регламентов действий.

Внутрикорпоративный контроль должен опираться на информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).

Контроль позволяет анализировать прошлое (позволяет дать оценку прошлой деятельности, определить добилась ли организация поставленных целей), настоящее (позволяет определить что происходит в организации в настоящее время, в каком направлении они развивается) и будущее (позволяет оценить сможет ли организация добиться поставленных целей в будущем, с какими рисками организации придётся столкнуться).

Совет директоров (наблюдательный совет) корпорации осуществляет общее руководство ее деятельностью. Компетенция совета директоров должна быть четко определена в уставе корпорации, исходя из ее задач, а они сами - активно участвовать в заседаниях совета. Совет директоров может делегировать часть своих функций исполнительным органам или отдельным должностям.

Совет должен принимать стратегические решения и контролировать менеджеров, сравнивать соответствие их действий плану, разрешать конфликты, возникающие вследствие разделения собственности и управления.

Кроме того, в его компетенцию входят вопросы отбора, оценки и вознаграждения высших руководителей, создание системы внутреннего стратегического контроля, обеспечивающую максимизацию корпоративной эффективности, формирование основы корпоративной культуры и пр.

Конкретно, речь идет о следующих основополагающих функциях: - разработка корпоративной политики, рассмотрение, одобрение, наблюдение реализации приоритетных направлений деятельности компании (создание продукции, освоение новых рынков, техническое развитие), корпоративной и инвестиционной стратегии; - образование исполнительных органов, определение направлений их деятельности, консультирование (без вмешательства в текущее управление); - приостановка полномочия генерального директора, управляющей организации; - защита прав и консультации акционеров; - одобрение крупных сделок, связанных с приобретением или отчуждением имущества; - контроль, анализ и оценка деятельности и финансового состояния корпорации, корректировка процесса достижения ею долгосрочных целей; - определение повестки дня собраний; - утверждение отчетности; - надзор за процессами избрания и переизбрания членов совета и администрации; - обеспечение соответствия деятельности корпорации закону и корпоративной этике, проверка исполнения социальных обязательств; - одобрение чрезвычайных мер; - планирование смены поколений менеджеров, их прием на работу, повышение квалификации и увольнение, определение величины вознаграждений и компенсаций; - подготовка и созыв общих собраний; - предотвращение и урегулирование корпоративных конфликтов, возникающих между акционерами и менеджерами, между мажоритарными (всего общества) и миноритарными (дочерних компаний)акционерами; - представительство интересов корпорации в судебных инстанциях и пр.

Наши рекомендации