Современное состояние внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ

По оценкам Федеральной службы государственной статистики (Росстат), около четверти экономики в России находится в теневой зоне. Уязвимость банковской системы перед попытками ее использования в целях легализации (отмывания) незаконных доходов очевидна. Причина в том, что субъекты банковской системы сосредоточивают у себя значительное количество высоколиквидных капиталов для оказания широкого спектра услуг. Это обстоятельство создает предпосылки для совершения различного рода операций с использованием денежных средств, приобретенных незаконным путем.

Таким образом, сущность процесса легализации незаконных доходов заключается во введении теневых капиталов в легальный оборот через банковские учреждения, предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Очевидно, что размещение в банковской системе доходов, полученных в результате совершения незаконных действий, имеет для нее крайне негативный характер, угрожает ее устойчивости, интересам добросовестных кредиторов и вкладчиков. Так, по некоторым опубликованным в официальных источниках данным, ежегодно в мире легализуется от 1 до 3 трлн. долларов США.

В 2013 – 2014 гг. значительно активизировался процесс отзыва лицензий у кредитных организаций. Если раньше основными причинами отзыва было нарушение банком законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, неоднократные нарушения в течение одного года требований Закона №115-ФЗ, в большей степени, относящиеся к нарушениям в организации внутреннего контроля, неоднократное применение мер в порядке надзора, то в настоящее время основной причиной, наряду с потерей ликвидности и как следствие невозможностью выполнения своих обязательств перед клиентами, а также снижением размера собственных средств (капитала) банка ниже минимально допустимого, установленного Банком России, стало вовлечение кредитной организации в проведение крупномасштабных сомнительных операций.

В этой связи, происходило вполне закономерное ужесточение надзорных требований Банка России, таких как оценка управления рисками, принимаемыми кредитными организациями, введение персональной ответственности за действия и их последствия со стороны руководства кредитных организаций.

В 2013 году стали известны критерии отнесения банков к системно- значимым. Исходя из размера (активов), объема вкладов физических лиц, а также роли на межбанковском рынке, Банк России выделил кредитные организации, на которые приходится до двух третей суммарного «обобщающего результата» банковской системы и которые будут контролироваться Банком России намного пристальнее. Это решение принято, чтобы снизить поток недостоверной информации от кредитных организаций.

Истории отзывов лицензий в 2013 – 2014 гг. свидетельствуют, что в подавляющем большинстве таких случаев имело место «игра с отчетностью» или ее откровенная фальсификация.

Кроме того, следует заметить, что политика ужесточения требований со стороны Банка России в 2013 году также связана и со сменой высшего руководства Банка России. С июня 2013 года пост Председателя Банка России занимает Набиуллина Э.С.

Набиуллина Э.С. до вступления в должность председателя Банка России входила в рабочую группу при Администрации президента РФ по борьбе с офшорным характером российской экономики. Начиная со II полугодия 2013 года банки стали значительно чаще привлекаться к ответственности за нарушение законодательства в области ПОД/ФТ. В частности, нарушение требования точнее идентифицировать и глубже анализировать своих клиентов уже стало основанием для отзыва ряда лицензий банков. Вместе с тем, немаловажную роль здесь сыграло и ужесточение самого законодательства. За период с июня 2013 года по сентябрь 2014 года Банк России отозвал у кредитных организаций уже более 100 лицензий. Это несомненно выше, чем в предыдущие три года, однако сопоставимо с количеством отозванных лицензий в период с 2006 года по 2009 год. Так, в 2006 году регулятор лишил аккредитации 60 кредитных организаций.

Анализ происходящих процессов показывает стремление криминалитета заниматься легализацией преступных доходов либо внутри страны, либо с помощью выведения их за пределы России с использованием сложных схем, в которых нередко участвуют бывшие, а иногда и действующие сотрудники финансово-кредитных структур.

В результате мероприятий, осуществленных правоохранительными органами, на территории России выявлено за 2014 год 774 факта легализации доходов, полученных преступным путем. Окончено расследование 618 преступлений, 531 дело направлено в суд. К уголовной ответственности привлечено 448 человек. Сумма установленных легализованных денежных средств составила более 1 млрд 800 млн рублей. По уголовным делам арестовано или изъято порядка 600 млн рублей. Пресечена незаконная банковская деятельность 110 структур.

Коммерческие банки, как наиболее контролируемые субъекты в области ПОД/ФТ активно сотрудничают с Росфинмониторингом и представляют информацию. Так, коммерческие банки в 2014 году предоставили информацию об операциях на сумму примерно 100 миллиардов долларов. Эта информация поступает со значительным опозданием. Ее ценность теряется, и оперативное пресечение противоправной деятельности сложно в таком случае осуществить.

Несмотря на то, что кредитные организации предоставляют информацию о сомнительных сделках в надзорные органы есть риск, что некоторые банки умышленно скрывают подобные сведения. Например, в рамках проведенных мероприятий Росфинмониторингом в 2014 году был ликвидирован ряд обнальных площадок в РФ, в том числе на базе «Ауэрбанка» с оборотом около 20 миллиардов рублей.[4]

Прекращение деятельности этих площадок, а также изучение деятельности других кредитно-финансовых организаций позволит сократить объемы подобных операций.

За период с начала 2015 года в Росфинмониторинг направлено около 36 тысяч сообщений. Из них 21 тысяча – о случаях отказа от заключения договора банковского счета, вклада. 14 тысяч – сведения о случаях отказа выполнения распоряжения клиента о расторжении операции. И 253 сообщения – о расторжении договоров банковского счета

В современной российской практике как регулирующими органами, так и службами внутреннего контроля в банке были выделены наиболее характерные признаки, указывающие на подготовку и совершение операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов:

- наличие у преступников и использование ими большого количества банковских карт (счетов), виртуальных кошельков, открытых как на подставных лиц, так и на фигурантов проверки;

- поступление безналичных денежных средств без указания назначения платежа от широкого круга лиц;

- значительное число транзитных финансовых операций между счетами участников группы без явного экономического смысла их проведения

- намеренное использование технологий, позволяющих избежать достоверной идентификации участников финансовых операций (внесение денежных средств до 15 тыс. руб. в наличной форме на стороннюю карту без идентификации (cash-in) и/или дробление сумм финансовых переводов), в целях создания затруднений у контролирующих органов по отслеживанию плательщика;

- совершение значительного количества операций по снятию наличных денег без обоснования цели их получения.

Также последнее время регулирующими органами отмечено, что с 2014 года увеличился объем средств, уходящим по таким каналам за рубеж.

Кроме того, в последнее время отмечается тенденция, когда недобросовестные участники пытаются раствориться в крупных кредитных организациях, риски использования которых в сомнительных операциях серьезно возросли.

Среди операций сегодня Банком России отдельно выделяются операции с ценными бумагами, не имеющих очевидного экономического смысла, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

В рамках указанных операций, как правило, клиенты осуществляют переводы денежных средств с банковских счетов в оплату приобретаемых у нерезидента или российской кредитной организации внешних ценных бумаг (например, еврооблигаций), местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренних ценных бумаг,

либо контрагенты по сделкам с кредитными организациями (в том числе совершаемым в рамках дилерских операций кредитной организации) приобретают у кредитной организации внешние ценные бумаги (например, еврооблигации), местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренние ценные бумаги,

и при этом схема совершения указанных операций характеризуется одновременным наличием двух и более следующих признаков:

а) операции по приобретению ценных бумаг проводятся регулярно (как правило, не реже одного раза в пять дней);

б) участниками указанных операций являются одни и те же лица;

в) операции имеют одностороннюю направленность, то есть клиент, контрагент на регулярной основе совершает операции только по приобретению ценных бумаг и не осуществляет их фактической продажи;

г) отчуждение приобретенных клиентом, контрагентом ценных бумаг осуществляются, как правило, нерезидентам на платежных условиях «поставка свободно от платежа», и при этом вместо оплаты отчуждаемых ценных бумаг денежными средствами осуществляется встречное представление других активов, которыми преимущественно выступают товары, ввезенные в РФ из государств — членов Таможенного союза, зачет встречных требований по оплате выполненных работ, оказанных услуг, либо отчуждение ценных бумаг осуществляется путем их продажи в рассрочку либо с отсрочкой платежа, либо в предусмотренные условиями сделки сроки, при которых фактическая оплата ценных бумаг покупателем не производится;

д) операции клиентов соответствуют критериям операций, указывающих на необычный характер сделки.[5]

Таким образом, коммерческие банки являются одним из ключевых направлений по отмыванию доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма. Большие объемы отмываемых средств приводят к ужесточению банковского надзора. Одной из мер по борьбе с кредитными организациями, участвующими в отмывании доходов, является отзыв лицензий. В тоже время при совершенствовании законодательства наблюдается изменения самих схем отмывания доходов. Так, субъекты, занимающиеся легализацией доходов, осуществляют переводы меньших сумм, для которых клиенты банка не должны быть идентифицированы. Кроме того, используются ценные бумаги, в качестве активов для вывода средств за рубеж.

Наши рекомендации