Проблемы и направления совершенствования внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ

Сегодня на основе анализа действующей системы противодействия совершения нелегальных сделок можно сделать вывод, что система достаточно эффективна. Однако она не лишена и недостатков.

Одной из ключевых проблем коммерческих банков в области ПОД/ФТ является по-прежнему субъективный характер определения сомнительного характера сделки. С одной стороны, не все методики и присылаемые регулирующими органами типовые схемы и списки лиц способны полностью охватить и определить, с какой целью совершается операция. С другой стороны, субъективно не каждый сможет определить является ли операция по отмыванию денег или нет. Больше сложностей определению характера операций может представить проблема предоставления ложной информации о деятельности организации. Коммерческим банкам надо усиливать меры по подтверждению достоверности отчетности организаций. Здесь уже необходимо оперативное взаимодействие и с налоговыми органами коммерческим банкам, и с другими организациями.

Несмотря на то, что коммерческие банки проводят идентификацию клиентов при сумме операции 15000 рублей и более (или эквивалентная сумма в иностранной валюте), субъекты, занимающиеся отмыванием средств, осуществляют перевод средств в меньших суммах, что отслеживать банкам сложнее, а значит создает риски участия банка в легализации преступных доходов.

Кроме того, необходимо создать единые базы данных, в которых будет содержаться информация от всех финансовых учреждений о сомнительных операциях. Эта система должна быть доступна для всех кредитно-финансовых учреждений, т.к. не мало таких операций совершается и в других некредитных организациях.

Также должна быть создана единая база данных «неблагонадежных» лиц (тех кому было отказано в заключении договора банковского счета, отказано в проведении операции или с кем договор банковского счета был расторгнут). Сейчас эта работа ведется в рамках поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова. По имеющейся в Департаменте финансового мониторинга и валютного контроля информации, в настоящее время Росфинмониторингом, являющимся ответственным исполнителем указанных поручений, проводится работа по согласованию с заинтересованными ведомствами проекта федерального закона, предусматривающего механизм реализации вопроса создания и функционирования единой базы «неблагонадежных» клиентов.

Также для банков представляется актуальной тема адаптации своих автоматизированных банковских систем к нововведениям в законодательстве в области ПОД/ФТ, что заставляет банки тратить большие средства на закупку новых технологий и установления обновлений.

Регулирующими органами отмечено, что информация от коммерческих банков приходит поздно и правоохранительным органам в этой связи не удается устранить обнальную площадку. В результате государство и коммерческие банки несут большие потери. Решение этой проблемы возможно через предоставление регулирующими органами большей информации, в частности, по субъектам, которые подозреваются в возможном отмывании преступных доходов, создание более совершенных систем анализа информации, которые позволят ускорить обработку информации.

Другой актуальной проблемой для коммерческих банков является совершенствование схем отмывания денежных средств. Несмотря на присылаемыми Банком России письмами с типовыми схемами у коммерческих банков многократно увеличивается объем анализируемой информации. Более того из-за того, что в эти схемы вовлекается все больше субъектов, которые пользуются платежными системами. А затем впоследствии эти деньги из платежных систем переводятся на банковский счет. При этом коммерческому банку сложно отследить источник получаемых средств, а значит существует значительный риск отмывания преступных доходов.

Как отмечают в банковском сообществе, наиболее уязвимыми для отмывания доходов являются платежные карты физических и юридических лиц.

Для устранения этих проблем может быть изменение действующей политики по обналичиванию и переводу средств через изменение комиссий. Политика лимитов и комиссий должна быть построена таким образом, чтобы не стимулировать проводить операции только в рамках лимитов. Помимо лимитов и комиссий могут использоваться системы по дополнительному подтверждению назначения платежа.

Также последнее время субъекты, занимающиеся отмыванием средств, предстают не как фирмы-однодневки с сомнительной репутацией, а как организации, занимающиеся реализацией перспективных проектов, обладающие счетами и входящими в зарплатные проекты коммерческих банков. Таких клиентов очень сложно отличить от добросовестных клиентов.

Совершенствование системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма позволит сократить потери нашей страны от действия этих структур, возместить нанесенный ущерб государству.

Таким образом, коммерческие банки являются одним из ключевых направлений по отмыванию доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма. Для того, чтобы предотвратить участие банка в отмывании преступных доходов коммерческие банки вынуждены постоянно совершенствовать свою систему внутреннего контроля.

Коммерческие банки при совершенствовании и реализации внутреннего контроля сталкиваются с двумя типами проблем. С одной стороны, совершенствуется законодательство в области ПОД/ФТ, ужесточается наказание за нарушение законов, а с другой стороны, идет совершенствование схем отмывания преступных доходов. Государственный контроль позволяет убирать недобросовестных игроков с банковского рынка и в тоже время вынуждает банки адаптироваться к изменяющимся условиям. Схемы становятся более запутанными, включают в себя не только платежные системы, но и рынки ценных бумаг, которые последнее время находятся под более тщательным контролем. Более тщательный контроль со стороны государства и банков делает более проблематичным отмывание средств.

Заключение

Коммерческие банки являются одним из ключевых направлений по отмыванию доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма.

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ представляет собой очень важное направление в коммерческом банке. В целях ПОД/ФТ коммерческий банк осуществляет деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Для противодействия легализации преступных доходов коммерческие банки разрабатывают и реализуют в своей деятельности правила внутреннего контроля. В правилах внутреннего контроля определяются цели, задачи, принципы, направления деятельности банка для выполнения требования законодательства в сфере ПОД/ФТ и препятствования вовлечению банка в отмывание преступных доходов. Также в рамках правил внутреннего контроля устанавливаются полномочия субъектов контроля. Каждый сотрудник коммерческого банка отвечает за реализацию этих правил в рамках своих полномочий.

Установление правил внутреннего контроля зависит от нормативного регулирования кредитных организаций в области ПОД/ФТ. Система внутреннего контроля в коммерческом в целях ПОД/ФТ является при всей своей многозначности достаточно регламентированной. Несмотря на то, что в российском законодательстве не установлены единые стандарты внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ тем не менее банковским сообществом и регулятором установлены основные положения и программы.

Одной из ключевых программ в рамках правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ является выявление операций по обязательному контролю, а также действия сотрудников банка, если осуществляемые операции (сделки) относятся к отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма.

Для того, чтобы предотвратить участие банка в отмывании преступных доходов коммерческие банки вынуждены постоянно совершенствовать свою систему внутреннего контроля. С одной стороны, изменять свою систему внутреннего контроля в соответствии нововведениями в законодательстве, а с другой стороны, в связи с изменением схем отмывания преступных доходов. Если коммерческий банк по каким - либо причинам не может усовершенствовать систему внутреннего контроля, то банк рискует быть вовлеченным в схемы по отмыванию преступных доходов, что может привести к отзыву лицензий. Отзыв лицензий в последнее время в результате несоблюдения банками законодательства в сфере ПОД/ФТ значительно увеличился. Это связано со стремлением государства очистить банковскую систему от недобросовестных игроков. Дальнейшее совершенствование системы внутреннего контроля в коммерческих банках позволит снизить риски участия в схемах по легализации преступных доходов.

Список литературы

1) Федеральный закон от 02.12.1990 года № 395-1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» // СПС«КонсультантПлюс»

2) Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС«КонсультантПлюс»

3) Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // СПС«КонсультантПлюс»

4) Положение Банка России от 02 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС«КонсультантПлюс»

5) Положение Банка России от 29 августа 2008 года № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС«КонсультантПлюс»

6) Положение Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС«КонсультантПлюс»

7) Указание Банка России от 09 августа 2004 года № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» // СПС«КонсультантПлюс»

8) Указание Банка России от 09 августа 2004 года № 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитной организации» // СПС«КонсультантПлюс»

9) Указание Банка России от 26 ноября 2004 года № 1519-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом» // СПС«КонсультантПлюс»

10) Указание Банка России от 07 августа 2003 года № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» // СПС«КонсультантПлюс»

11) Указание Банка России от 14 сентября 2011 года № 2693-У «О порядке осуществления контроля операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, за деятельностью банковских платежных агентов» // СПС«КонсультантПлюс»

12) Письмо Банка России от 13.07.2005 №99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»// «Вестник Банка России», №37, 20.07.2005.

13) Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2002. – 393 с.

14) Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., М.В.Каратаев «Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках». - М.: КНОРУС, 2012. – С. 72–73, 105–106.

15) М.В. Каратаев Юридическая служба банка в системе ПОД/ФТ: уровень тактического контроля // Юридическая работа в кредитной организации. -2012. - №2. Электронный ресурс. URL: http://www.reglament.net/bank/legal/2012_2/get_article.htm?id=1882 (дата обращения: 2.12.2015)

16) Шаманина Е.И. Противодействие легализации незаконных доходов в банковской системе российской федерации: опыт и пути развития // монография. Государственный университет управления. Москва. - 2014.

17) Шаманина Е.И. Организация внутреннего контроля в банке в целях противодействия легализации незаконных доходов // Вестник университета (Государственный университет управления) – М.: ГУУ, 2013, №4. – С.278 – 282.

18) Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга): http://www.fedsfm.ru. (Дата обращения: 11.12.2015)

19) Банк России – официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL:http://www.cbr.ru/ (Дата обращения: 11.12.2015)

Приложения

Приложение 1

Перечень видов операций, подлежащих обязательному контролю

Код группы операций Код вида операции Наименование вида операции
  Операции с денежными средствами в наличной форме
  Снятие со счета юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности
  Зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности
  Покупка наличной иностранной валюты физическим лицом
  Продажа наличной иностранной валюты физическим лицом
  Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет
  Получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом
  Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства
  Внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме
  Операции с лицами, имеющими регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо с лицами, владеющими счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории)
  Зачисление или перевод на счет денежных средств, в случае если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории)
  Предоставление или получение кредита (займа), в случае если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве(на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории)
  Операции с ценными бумагами, в случае если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории)
  Операции по банковским счетам (вкладам)
  Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя
  Открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме
  Перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца
  Поступление денежных средств из-за границы со счета(вклада), открытого на анонимного владельца
  Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации
  Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, в случае если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия
  Иные сделки (операции) с движимым имуществом
  Помещение драгоценных ювелирных изделий из них ценностей в ломбард
  Выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения
  Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга)
  Переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента
  Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий
  Получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх
  Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа
  Операции, связанные с финансированием экстремистской, в том числе террористической, деятельности
  Операции с денежными средствами или иным имуществом, в которых хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица
  Сделки с недвижимым имуществом
  Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю
  Операции по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества
  Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

[1] Письмо Банка России от 13.07.2005 № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

[2] Положение Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

[3] М.В. Каратаев Юридическая служба банка в системе ПОД/ФТ: уровень тактического контроля //ж. Юридическая работа в кредитной организации. -2012. - №2. Электронный ресурс. URL: http://www.reglament.net/bank/legal/2012_2/get_article.htm?id=1882 (дата обращения: 2.12.2015)

[4] URL: http://www.fedsfm.ru/content/files/activity/annualreports/брошюра%20рфм%2015%2005.pdf (дата обращения: 1.11.2015)

[5] Центральный Банк Российской Федерации 15 июля 2015 г. №17-МР «Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям». Электронный ресус. URL: http://115fz.ru/rekom-17mr-credit/ (дата обращения:8.12.2015)

Наши рекомендации