Цель и задачи внутреннего контроля. Основные направления внутреннего контроля. Порядок проверки смет(бюджетов) центров затрат, ответственности, бюджетирования.

Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Внутренний контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций.

Целями организации системы внутреннего контроля являются:

1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;

2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;

3) обеспечение сохранности имущества предприятия.

Задачамивнутреннего контроля являются:

- помощь в учетной работе, т.е. проведение контроля специалистов с целью эффективного выполнения ими своих обязанностей;

- проверка бухгалтерской информации;

-контроль сохранности собственности организации;

- обеспечение органов управления необходимой информацией по всем интересующим вопросам;

-защита от ошибок, нарушений, искажений через осуществление предупредительных мер;

-повышение дисциплины учетной работы.

Направления внутреннего контроля:

1) контроль за финансово-экономической деятельностью субъекта;

2) контроль над соблюдением направлений развития субъекта;

3) контроль и обеспечение эффективной деятельности субъекта;

4) контроль за расчетно-платежными операциями, затратами на производство, поступлениями выручки за реализованную продукцию;

5) выявление, предотвращение и исправление искажений в учете;

6) контроль над соблюдением законодательства, своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

7) контроль над корректностью бухгалтерских проводок;

8) анализ деятельности предприятия;

9) контроль над выполнением инвестиционных и прочих проектов;

10) контроль надежности информации, представляемой системе управления;

Бюджетирование применяется для повышения эффективности координации хозяйственной деятельности, управляемости экономических процессов на предприятии, снижает риск нарушений.

Бюджетирование- это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес процессами.

Суть формирования бюджетов (смет) состоит в заключении бюджетов низшего уровня в бюджет высших уровней с получением бюджета (сметы) затрат по элементам, по потребителям и предприятию вообще, в целях контроля средств и ресурсов, их поступления, расходования в соответствии с выработанной финансовой стратегией. Бюджет (смета) может охватывать 1 год, 5 лет, квартал, любой период времени, т. е. может быть как долговременной, так и разовой, смета составляется на вид затрат, комплекс идет в виде программы.

Центр возникновения затрат – это структурное обособленное подразделение, например участок, по которому организуется планирование, учет затрат на производство в целях управления и контролирования издержек.

Центр ответственности – это структурное обособленное подразделение предприятия, возглавляемое руководителем, который отвечает за результаты работы. Центры затрат и ответственности в системе бюджетирования составляют отчеты об исполнении бюджетов и полученных результатах.

Проверка смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и в целом процесса бюджетирования состоит из:

1) анализа потребности в товарно-материальных ценностях (ТМЦ), запасах готовой продукции, изменений уровня потребности и запасов в рамках бюджетного периода в бюджете производства и запасов;

2) анализа влияния на процессы реализации рекламной деятельности, условий политики, конъюнктуры рынка и т. д.;

3) анализа динамики цен и роста или снижения затрат, причины изменений (в бюджете продаж);

4) анализа уровня рентабельности, объемов производства, изменений в уровне получаемой прибыли в зависимости от изменений факторов, анализа сбалансированности производства и реализации в бюджетном периоде;

5) анализа планируемых издержек в связи с изменениями объемов производства;

6) оценки изменения ставок переменных расходов;

7) анализа необходимого уровня затрат на продвижение товара на рынок, расходов по его транспортировке, упаковке, рекламе, маркетингу, расходов посредника в результате процесса реализации, заложенных в бюджете коммерческих издержек;

8) анализа постоянных затрат, заложенных в бюджете управленческих затрат, анализа их распределения по видам производственной деятельности;

9) анализа ожидаемой выручки, прибыли, рентабельности, изменений в соответствии с прошлыми периодами, резервов, фондов, оптимизации учетных процессов;

10) анализа активов и пассивов организации

Наши рекомендации