Составление главного (общего) бюджета туристского предприятия на финансовый год (период)
Главный бюджет представляет высокую ценность для менеджмента, поскольку в нем четко поставлены цели и задачи на предстоящий бюджетный период. Он также обеспечивает основу для координирования индивидуальных функциональных бюджетов отделов и служб фирмы.
Главный бюджет обычно состоит из отчета о планируемых доходах и убытках, баланса и прогноза, представляющего собой сумму отдельных бюджетов по организации в целом.
Следует иметь в виду, что некоторые отделы могут быть просто центрами издержек, составляющими бюджеты только для расходов, тогда как другие - доходными центрами, планирующими как расходы, так и доходы.
В небольших организациях планируемые отчеты о доходах, и убытках, баланс и прогноз часто являются достаточными для удовлетворения требований менеджмента организации. Информация, содержащаяся в этих документах, может предоставить приемлемую базу для анализа предстоящего периода.
Пример.
DeSilva Ltd - небольшой семейный гостиничный бизнес, готовящийся ко второму году продаж. Как обычно для этого времени года, собственник составляет бюджет для предстоящего шестимесячного периода. Баланс на конец первого года показан в Табл. 40.
Таблица 40
Исходный баланс DeSilva Ltd на 31 декабря 2000 г., ф. ст.
Показатели | Стоимость | Дебиторская задолженность | Реальные средства | ||
Внеоборотные активы | |||||
Здания (арендованные) | 108 000 | 108 000 | |||
Оборудование в офисах Итого | 22 500 130 500 | 4 500 4 500 | 18 000 126 000 | ||
Текущие активы | |||||
Резервы | |||||
Дебиторская задолженность | |||||
Текущие задолженности | |||||
Кредиторы | |||||
Превышение кредита | |||||
Всего чистых активов | 120 200 | ||||
Источники финансирования | |||||
Имущество собственников | |||||
Неиспользованный доход | |||||
Итого | 120 200 | ||||
Долю капитала имеет John DeSilva, который является главным акционером и владельцем отеля; три его брата также вложили свои средства в компанию, но в процессе работы они не участвуют.
Компания приняла политику списания старых внеоборотных активов в год покупки новых по следующей схеме списания (%):
Недвижимое имущество и оборудование…………..….20
Транспортные средства…………………………………20
Компания планирует приобрести для отеля два легковых автомобиля. Джон планирует сделать это в апреле и предполагает потратить 17 300 фунтов стерлингов (ф. ст.)
Мы начнем с построения бюджета в денежном выражении. Для этого нам нужно знать детали входящих и выходящих денежных потоков, особенно их величину и время происхождения. Сначала рассмотрим входящие потоки.
Ожидается следующий общий объем продаж в первые шесть месяцев (ф. ст.):
Январь………………………………………………..18000
Февраль……………………………………………….19000
Март…………………………………………………22300
Апрель……………………………………………….22000
Май…………………………………………………..25000
Июнь…………………………………………………26500
Однако следует помнить, что существует два типа продаж: наличная продажа, когда деньги получают непосредственно после ее осуществления, и продажа в кредит, когда деньги получают по прошествии некоторого периода.
Политика компании предусматривает предоставление только одного кредита сроком один месяц. Ожидается следующий объем продаж в кредит на шесть месяцев (ф. ст.):
Январь………………………………………………….5000
Февраль………………………………………………...4000
Март……………………………………………………4000
Апрель…………………………………………………5000
Май…………………………………………………….5000
Июнь…………………………………………………...5000
Дополнительная информация по DeSilva Ltd.
Предполагаются следующие расходы по поставкам на следующие шесть месяцев (ф. ст.):
Январь……………………………………………………6100
Февраль……………………………………………….….6550
Март……………………………………………………...7930
Апрель…………………………………………………...8100
Май………………………………………………………9250
Июнь……………………………………………………..9640
Товары будут поставляться в кредит; кредитный период составляет один месяц.
Оплата труда предполагается 4400 ф. ст. в месяц; накладные расходы - 2500 ф. ст. в месяц. Эти выплаты производятся в месяц их возникновения.
Требуется составить баланс фирмы с учетом списания и приобретения указанных элементов основных фондов.
Решение.
На основе вышеприведенных данных можно узнать, в каком количестве и в каком месяце поступили денежные средства. Приход в каждом месяце будет состоять из объема наличных продаж за месяц плюс объем продаж в кредит за предыдущий месяц. Любые денежные суммы, не уплаченные клиентами в конце месяца, считаются задолженностями. Задолженности на сумму 6000 ф. ст. показаны в балансе на конец декабря (см. Табл. 40). Эта величина включает в себя один кредит, который будет возвращен в январе.
Объем наличных продаж в январе составят 13 000 ф. ст. Эта величина получается путем вычитания объема продаж в кредит за январь (5000) из общего объема продаж (18 000). Таким же образом можно вычислить объем наличных продаж на каждый месяц.
В Табл. 41 показаны действительные объемы продаж по месяцам.
Таблица 41
Движение денежных средств фирмы по месяцам
Месяцы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Всего |
(а) Продажи | 18 000 | 19 000 | 22 300 | 22 500 | 25 000 | 26 500 | 133 300 |
Наличные | 28 000 | ||||||
В кредит | 13 000 | 15 000 | 18 300 | 17 500 | 20 000 | 21 500 | 105 300 |
(б) Поступление денежных средств | |||||||
Наличные | 13 000 | 15 000 | 18 300 | 17 500 | 20 000 | 21 500 | 105 300 |
продажи | |||||||
Продажи | |||||||
в кредит | |||||||
Всего | 19 000 | 20 000 | 22 300 | 21 500 | 25 000 | 26 500 | 134 300 |
(а) Фактические продажи за месяц.
(б) Поступления денежных средств по наличным продажам и продажам в кредит.
Нужно обратить внимание на величину средств, которую мы предполагаем потратить каждый месяц. Это относится к выходящим потокам. В основном для небольшого отеля эти выходящие потоки представляют собой плату поставщикам за продукты и предметы потребления, оплату труда работников и таких услуг, как газ и электричество. Точное время и размер этих различных расходов мы должны предсказать. Мы начнем с рассмотрения расходов по оплате поставок. Сейчас у нас имеется вся необходимая информация для составления бюджета (Табл. 42).
Таблица 42
Бюджет DeSilva Ltd на шесть месяцев
Месяц | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Баланс будущих | ||||||
расходов | ||||||
Уровень продаж | 21 500 | |||||
Всего | ||||||
Выплаты | ||||||
Кредиторам | ||||||
Зарплата | ||||||
Накладные расходы | ||||||
Капитальные расходы | ||||||
Всего | ||||||
Баланс |
На примере этого главного (общего, сводного) бюджета можно увидеть, что существуют балансы будущих расходов на каждый месяц. Баланс на январь на сумму 14 500 ф. ст. отражает превышение банковского кредита в конце декабря, как показано в балансе, представленном в Табл. 40. Будущие расходы на остальные месяцы отражаются в балансе на конец предыдущего месяца; поэтому баланс на январь на сумму 7700 ф. ст. трансформируется в баланс будущих расходов на февраль.
Из бюджета (Табл. 42) также видно, что входящие и выходящие денежные потоки отражаются в бюджете только в том случае, если выплаты фактически получены или произведены; во внимание принимаются даты получения денежных средств и их выплат, а не даты продаж и поставок. Запасы должны быть исключены, так как они не оказывают влияния на денежные потоки. Например, исключается амортизация внеоборотных активов, поскольку денежный поток, относящийся к приобретению внеоборотных активов, имеет место только после их фактической оплаты. В нашей задаче к делу относится поток величиной 17 300 ф. ст., что представляет собой оплату новых транспортных средств после их приобретения. Размер амортизации не представляет важности для целей построения бюджета и поэтому его следует игнорировать. Кроме того, должны быть включены любые входящие и выходящие суммы денежных потоков, такие как оплата налогов и выплаты дивидендов. Однако для упрощения задачи эти суммы не представлены в нашем примере.
В бюджете горизонтальные заголовки относятся к дискретным периодам времени, выбранным для составления бюджета. Выбор единиц измерения времени зависит от требований менеджеров организации.
Далее мы можем рассмотреть будущие доходы и убытки, а также баланс DeSilva Ltd. Прогнозируемые доходы и убытки для простоты представлены в краткой форме (Табл. 43).
Таблица 43
Будущие доходы и расходы DeSilva Ltd, ф. ст.
Наименование статей | Расходы | Доходы |
Объем продаж | 133 300 | |
Операционные (переменные) расходы расходы) | 46 655 | |
Валовый доход | 86 645 | |
Постоянные расходы: | ||
зарплата | 26 400 | |
накладные расходы | 15 000 | |
Амортизация: | ||
недвижимое имущество и оборудование | 4 500 | |
транспортные средства | 3 460 | |
Всего | 49 360 | |
Чистая прибыль за год | 37 285 | |
Неиспользованный доход (см.Табл.28) | 30 200 | |
Оставшаяся прибыль | 67 485 |
Списание активов на шесть месяцев происходит по следующей схеме:
· недвижимое имущество и оборудование списывается на 20%, что составляет 4500 ф. ст.;
· транспортные средства списываются в год приобретения. Для них уровень списания составляет также 20%, т. е. 17 300 • 0,20 = 3460 ф. ст.;
· оставшийся доход от будущих расходов переходит из баланса на конец декабря (см. табл. 40).
Теперь можно перейти к составлению прогнозируемого баланса компании (Табл. 44).
Таблица 44
Прогнозируемый баланс DeSilva Ltd, ф. ст.
Внеоборотные активы | Стоимость | Дебиторская задолженность | Реальные средства |
Помещения | 108 000 | 108 000 | |
Недвижимость и оборудование | 22 500 | 13 500 | |
Транспортные средства | 17 300 | 13 840 | |
Итого | 147 800 | 12 460 | 135 340 |
Текущие активы | |||
Резервы | 8 915 | ||
Дебиторская задолженность | 5 000 | ||
Денежные средства | 17 870 | ||
Итого | 31 785 | ||
Текущие пассивы | |||
Кредиторская задолженность | 9 640 | ||
Превышение кредита | 9 640 | 22 145 | |
Итого | 157 485 | ||
Источники финансирования | |||
Собственные | 90 000 | ||
За счет прибыли | 67 485 | ||
Итого | 157 485 |
Приведенное ниже представляет собой краткое объяснение того, как были получены некоторые статьи актива и пассива:
· резервы на сумму 8915 ф. ст. представляют собой оценку менеджментом будущего спроса;
· дебиторская задолженность на сумму 5000 ф. ст. представляет собой продажи в кредит, неуплаченные в июне. Оплата ожидается в июле;
· кредиторская задолженность 9460 ф. ст. относится к нашим приобретениям в июне;
· превышение банковского кредита заложено в бюджет.
Баланс вполне приемлем. Таким образом, можно сделать приобретение новых автомобилей и списание части основных средств без ущерба финансовой и производственной деятельности фирмы.
Пример.
Комплекс гостиниц «Happy Holiday» является средней по размеру цепью гостиниц, предлагающих номера высокого уровня, ориентированные главным образом на туристский рынок. Следующая информация характеризует одну из гостиниц сети в Southend, на основании которой мы можем составить детальный прогноз торгового баланса:
· общее число гостиничных номеров, доступных в бюджетный период - 4800;
· прогнозируемый процент заселения - 50%;
· средняя ставка оплаты за номер 40 ф. ст.
По данным предыдущего периода можно предположить, что другие статьи дохода будут следующими (Табл. 45).
Таблица 45
Прогнозируемые доходы по дополнительным услугам
Дополнительные услуги (статьи доходов) | Прогнозируемые доходы, ф. ст. |
Питание Напитки Досуг Телефон Другие |
Кроме того, анализ расходов за предыдущий период позволил определить удельный вес переменных расходов как процент от доходов. Они представлены в Табл. 46.
Таблица 46
Удельный вес переменных расходов (по элементам) в доходах гостиницы, %
Статьи | Доля расходов на покупку товаров и услуг сторонних фирм | Доля расходов на зарплату | Доля других переменных расходов |
Номера | |||
Питание | |||
Напитки | |||
Досуг | |||
Телефон | |||
Другие | 0,2 |
Существуют также некоторые общие постоянные расходы и сборы, которые не могут быть четко отнесены к какому-либо одному виду предоставляемых услуг отеля и поэтому учитываются общей суммой по следующим статьям (ф. ст.):
Административные и накладные расходы…………….…11 600
Расходы на ремонт и содержание оборудования…………2800
Страховка…………………………………………………3160
Налоги………………………………………………….…4500
Амортизационные выплаты………………………………6000
Расходы на оплату процентов……………………………8400
Решение.
Исходя из этого, сравнительно небольшого количества информации, мы все-таки можем вывести бюджетную прибыль и затраты для гостиницы «Happy Holiday Southend» (Табл. 47).
Таблица 47
Статьи доходов и расходов гостиницы «Happy Holiday Southend»
Статьи | Чистый доход | Издержки реализации | Расходы на зарплату | Другие расходы | Прибыль по статьям |
Номера | |||||
Питание | |||||
Напитки | |||||
Досуг | |||||
Телефон | |||||
Другие | |||||
Итого | 150 000 |
В Табл. 48 приведена последовательность расчета чистого дохода (прибыли) гостиницы.
Таблица 48
Расчет чистого дохода гостиницы, ф. ст.
Последовательность расчета | Расходы по статьям | Доход |
Сумма прибылей от основных видов услуг Административные и другие виды накладных расходов Расходы на ремонт и содержание оборудования Итого | 2 800 | 94 369 |
Валовый доход | 79 969 | |
Фиксированные сборы | ||
Страховка | 3 160 | |
Налоги | 4 500 | |
Амортизационные отчисления | 6 000 | |
Итого | 13 600 | |
Чистый доход до выплаты процентов | 66 309 | |
за кредит | ||
Проценты за кредит | 8 400 | |
Чистый доход (прибыль) | 57 909 |
Аналитическая выкладка счета доходов и расходов будет очень полезна для целей внутреннего управления. Она покажет управляющим отделений, какой точно ожидаемый доход они принесут в гостиницу и какой ожидаемый уровень расходов будет задействован для получения бюджетного дохода по структурным единицам. Такой прием должен производить эффект мотивации на этих управляющих по сокращению расходов и увеличению доходов. Процесс создания отдельных бюджетов подразделений должен также усиливать связи между лицами, ответственными за эти бюджеты, так как при горизонтальном и вертикальном согласовании существует необходимость в координации планов. Например, требуемое количество и ассортимент приобретаемых напитков находится в зависимости от количества постояльцев, также как примерное количество заложенных в бюджете порций различных блюд.
Следующие расчеты показывают, как были рассчитаны данные бюджета. Например, объем продаж по статье «Номера» может быть рассчитан после предварительного определения предполагаемой занятости номеров, а именно: общее число номеров (4800) • занятость (50%) = количество сданных номеров (240).
Теперь мы просто умножаем количество сданных номеров на предполагаемую среднюю ставку оплаты за номер, что дает нам объем продаж за данный период: 2400 • 40,00 = 96 000. Расчеты по другим видам и объемам продаж по статьям были приведены выше.
Для расчета затрат по отдельным статьям расход как процент от продаж (как задано в данном случае) умножается на объем продаж.
Заметим, что объем продаж (выручка от реализации) включает в себя затраты, составляющие себестоимость товара (услуг). Следующие примеры иллюстрируют вычисления:
расходы на зарплату по статье «Номера»:
96 000 • 15% :100 = 14 400 ф. ст.;
прямые расходы по статье «Напитки»:
10 500 • 36% : 100 = 3780 ф. ст.
Вы заметили, что статья «Досуг» имеет расходы на зарплату, составляющие 309% от продаж! Таким образом, расходы подразделения, обеспечивающего досуг постояльцев, превышают годовой доход. Это происходит потому, что данное подразделение руководит работой системы организации досуга в отеле. Занимая такое положение, оно не получает прямого дохода от постояльцев отеля, использующих возможности для отдыха, однако обеспечивает доходы других подразделений гостиницы и отеля в целом.
Показатель процентной доли расходов от общих продаж был введен управленческой командой, тщательно изучающей ресурсы, необходимые для работы каждого подразделения и устанавливающей уровни расходов в свете предполагаемых объемов продаж.
Наконец, общие расходы, которые не были четко определены для подразделений, вычитаются из общего дохода гостиницы для образования чистого конечного дохода отеля.