Объединение независимых предприятий

В объединениях независимых предприятий члены компании зависят друг от друга, координируют всю или часть деятельности, обмениваются акциями, но при этом права в области управления никому не передаются. Организационная структура симметричная. К таким объединениям относятся синдикаты, альянсы, промышленные (коммерческие, финансовые, консалтинговые) группы, сетевые организации.

Синдикат – объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции, которая также осуществляет для участников синдиката закупки сырья. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

Основные особенности синдиката:

– синдикат не является юридическим лицом;

– сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;

– разновидность картельного соглашения;

– устранение внутренней конкуренции среди его участников;

– централизация сбыта продукции участников через единый сбытовой орган (в зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката);

– сохранение участниками синдиката собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом;

– осуществление через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество закупок сырья для участников синдиката;

– общие структура продвижения товаров и услуг на рынки, управление сбытом, а также планирование в части сбыта и маркетинга.

Стратегический альянс – соглашение о кооперации двух или более не- зависимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимосвязанных стратегических ресурсов компаний. Альянс – аналог синдиката в финансовой (инвестиционной, банковской) сфере.

Основные особенности стратегического альянса:

– соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний; этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;

– в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты, но и конкуренты;

– в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация (централизация) стратегического планирования и управления участниками деятельности;

– стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;

– альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим ли-

цом;

– стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партне-

ров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределен- ность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ре- сурсами и распределении продукции и услуг.

Промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа – объединение предприятий, ведущих скоординированную промышленную, коммерческую, финансовую или консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Иногда члены группы обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия. Вариантом промышленной группы является сетевая организация.

Объединения независимых предприятий (предпринимателей) создаются тогда, когда имеется несколько (много) предприятий одного профиля, имеющих и осознающих общие интересы, цель и не являющихся прямыми конкурентами. Отношения между объединением и его членами договорные, вступить в объединение и выйти из него можно в любой момент без согласия других его членов. При этом участники компании не теряют своей самостоятельности и прав юридического лица.

Картель – объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании – о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. Целью создания картеля является получение прибыли в общих интересах участников путем устранения или регламентации конкуренции между участниками картеля, а также путем подавления внешней конкуренции.

Основные особенности картеля:

– договорный характер объединения;

– форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли;

– сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая состоятельность;

– объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли и продуктового ряда;

– совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

– регулирование в первую очередь сбыта продукции;

– наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, то есть те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.

Запрет может быть снят для следующих видов картелей:

– картелей, на которые приходится небольшая доля рынка;

– картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;

– картелей, которые приносят пользу экономике всей страны, например способствуют техническому прогрессу;

– «кризисных» картелей, то есть картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на «желательные» и «вредные», насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.

Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений». Разновидностью карте- ля является пул.

Пул – форма объединения компаний, предусматривающая консолидацию средств его участников для совместной эксплуатации определенной части рынка и распределения доходов в конце «пульного» периода, в заранее определенной пропорции.

Основные особенности пула:

– предпринимательское объединение, оформляемое договором простого товарищества;

– организационная форма интеграции является одной из форм монополистических объединений компаний, разновидностью картелей;

– объединение компаний в виде пулов имеет обычно временный характер;

– в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли;

– прибыль, получаемая участниками пула, сначала поступает в общую долевую собственность участников, а затем распределяется между ними в соответствии с договором простого товарищества.

Консорциум – временное договорное объединение хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за поучение заказов и их совместного исполнения.

Основные особенности консорциума:

– консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица;

– как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

– организация консорциума оформляется соглашением;

– договорный характер взаимоотношений между участниками, консорциумом и заказчиком, а также третьими лицами;

– компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;

– целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление наук и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций;

– компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов;

– предприятия могут участвовать в конкретном консорциуме частью своих ресурсов, а остальные использовать в других областях бизнеса.

В сетевой организации часть существенных для бизнеса функций, прежде всего производство, переданы на контрактной основе сторонним подрядчикам. В сетевых организациях на первый план выходят информационные кооперационные связи, а производственная интеграция дополняет ее.

Конгломерат – организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, а также производственной общности.

Основные особенности конгломерата:

– интеграция предприятий различных отраслей без наличия производственной общности и целевого единства;

– объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании;

– конгломератам свойственна значительная децентрализация управления;

– в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой ком- пании;

– в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

Одним из типов неформальных объединений в современных условиях является формирование множества кластеров, то есть взаимосвязанных биз- нес-единиц, реализующих одну программу на основе общих конкурентных преимуществ. Взаимосвязи между участниками объединения могут иметь разную природу: технологическую, функциональную, организационно- экономическую, финансовую.

Принципиальной характеристикой кластера является его изначальная ориентация на реализацию интересов территории (территорий), в отличие от иных типов объединений, создаваемых исходя из интересов их участников.

Другая особенность кластера проявляется в выполнении им экономической функции реализации конкурентных преимуществ территорий, внешних для него. В иных объединениях либо реализуются конкурентные преимущества, присущие тем или иным их участникам, либо конкурентные преимущества, возникшие как результат интеграции. Создание кластера дополняет исходные преимущества за счет появления новых, присущих самому кластеру как системе.

Одной из целей кластера является либо создание, либо освоение новых технологий, продуктов, услуг. Объединения иного типа также могут иметь такую цель, но она не является обязательной. Гораздо более значимой для российских бизнес-единиц является оптимизация финансовых потоков для снижения потерь полученного дохода «на сторону».

Преимущества кластера для его участников носят объективный характер, то есть они не зависят конкретно ни от одного из них. Поэтому потенциально кластеры более устойчивы, чем объединения другого типа.

К существенным характеристикам, присущим кластерам, как особому типу объединений, необходимо отнести прежде всего технологические связи, которые формируются между сопряженными производствами и опосредуют движение материальных ресурсов между участниками кластера. Технологические связи в общем случае – это необходимая, простейшая форма отношений в условиях существующего разделения труда, опосредующая экономические и организационные.

По существу, для кластера исходными системообразующими связями являются функциональные, поскольку синергетический эффект возникает в связи с объединением элементов, функционально дополняющих друг друга. Именно функциональные связи определяют характер организационно-экономических связей. Роль организационно-экономических связей – в институционализации совокупности субъектов бизнеса и превращении ее в кластер как некоторую целостность.

Особенностью кластера является то, что входящие в него бизнес-единицы в процессе своего взаимодействия усиливают конкурентоспособность других бизнес-единиц. Возникает цепная реакция нарастания конкурентоспособности в результате включения в кластер предприятий, реализующих естественные конкурентные преимущества территорий и формирующих новые преимущества за счет деятельности поддерживающих пред- приятий.

Характеристика организационных форм интеграции независимых предприятий

Таблица 4.3


Формы интеграции Особенности
Синдикат Синдикат – объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которым каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условием договор на сбыт своей продукции, которое также осуществляет для участников синдиката закупки сырья. Особенности: – синдикат не является юридическим лицом; – сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности; – разновидность картельного соглашения; – устранение внутренней конкуренции среди его участников; – централизация сбыта продукции участников через единый сбытовой орган; – сохранение участниками синдиката собственной сбытовой конторой или обществом; – осуществление через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество закупок сырья для участников синдиката; – общие структура продвижения товаров и услуг на рынки, управление сбытом, а также планирование в части сбыта и маркетинга
Стратегиче- ский альянс Стратегический альянс – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимосвязанных стратегических ресурсов компаний. Альянс – аналог синдиката в финансовой (инвестиционой, банковской) сфере. Особенности: – соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний; – в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты, но и конкуренты; – в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация (централизация) стратегического планирования и управления участниками деятельности; – стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технология- ми и опытом; – альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом; – стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг

Продолжение табл. 4.3

Промыш- ленная (коммерче- ская, фи- нансовая, консалтин- говая) груп- па Промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа – объединение предприятий, ведущих скоординированную промышленную, коммерческую, финансовую или консалтинговую политику. Особенности: – предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финанса- ми; – иногда члены группы обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия; – отношения между объединением и его членами договорные; – вступить в объединение и выйти из него можно в любой момент без согласия других его членов
Картель Картель – объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании – о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. Целью создания картеля является получение прибыли в общих интересах участников путем устранения, а также путем подавления внешней конкуренции. Особенности: – договорный характер объединения; – форма сговора группы производителей с целью полного или частично- го уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной при- были; – сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; – объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли и продуктового ряда; – совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство; – регулирование в первую очередь сбыта продукции; – наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям
Пул Пул – форма объединения компаний, предусматривающая консолидацию средств его участников для совместной эксплуатации определенной части рынка и распределения доходов в конце «пульного» периода, в заранее определенной пропорции. Особенности: – предпринимательское объединение, оформляемое договором простого товарищества; – организационная форма интеграции является одной из форм монополистических объединений компаний, разновидностью картелей; – объединение компаний в виде пулов имеет обычно временный характер; – в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли; – прибыль, получаемая участниками пула, сначала поступает в общую долевую собственность участников, а затем распределяется между ними в соответствии с договором простого товарищества

Продолжение табл. 4.3

Консорциум Консорциум – временное договорное объединение хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Особенности: – консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица; – как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума); – организация консорциума оформляется соглашением; – договорный характер взаимоотношений между участниками, консорциумом и заказчиком, а также третьими лицами; – компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума; – целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе между- народных, или совместное проведение крупных финансовых операций; – компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов; – предприятия могут участвовать в конкретном консорциуме частью своих ресурсов, а остальные использовать в других областях бизнеса
Конгломе- рат Конгломерат – организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, а также производственной общности. Особенности: – интеграция предприятий различных отраслей без наличия производственной общности и целевого единства; – объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании; – конгломератам свойственна значительная децентрализация управления; – в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании; – в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга входят крупные финансовые и инвестиционные компа- нии

Наши рекомендации