Оборотные активы, и уровень их ликвидности
Для принятия финансовых решений на туристском предприятии важно из состава оборотных средств выделить слёдующие основные составляющие:
§ денежные средства;
§ краткосрочные финансовые вложения;
§ дебиторская задолженность;
§ материально-производственные запасы.
Все вышеперечисленные показатели, можно дифференцировать по степени их ликвидности на три основных уровня: самые ликвидные средства, средней степени ликвидности и менее ликвидные средства туристского предприятия. Следует отметить, что в данном контексте под понятием ликвидности понимается, способность чего-либо оборачиваться в денежные средства.
Так, к первому уровню ликвидности, относят - денежные средства (в кассе, на расчетном счете и на валютных счетах) и их эквиваленты. Денежные средства используются для текущих денежных платежей туристского предприятия.
Деловая репутация туристского предприятия и возможные конъюнктурные осложнения, связанные с ведением туристского бизнеса обязывают предприятие иметь определенный денежный запас. Это необходимо для: своевременного погашения текущих обязательств туристского предприятия (например, погашения кредиторской задолженности партнерам по туристскому бизнесу), оплаты труда, развития туристского производства и т. д. Отсутствие денежных средств может привести к банкротству туристского предприятия. Определенное влияние на величину денежных средств туристского предприятия оказывает и экономическая ситуация в регионе, что наиболее наглядно прослеживается в факторе инфляции. Так, данный фактор повышает угрозу обесценения свободных денежных средств. Однако, он же обуславливает необходимость наличия большей суммы денежных средств для соответствующих выплат.
Эквиваленты денежных средств представляют собой краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также предоставленные займы на срок не более года. В сфере туризма данная составляющая оборотных средств практически отсутствует или занимает незначительную долю.
Ко второму уровню ликвидности относят дебиторскую задолженность туристского предприятия (средства, которые принадлежат предприятию, но еще не полученные им). В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года. Доля дебиторской задолженности также, как правило, не велика для туристских предприятий, однако значительно больше, чем доля краткосрочных инвестиций.
Третий уровень ликвидности оборотных средств формируют материально-производственные запасы, которые предназначены для:
§ продажи в течение обычного делового цикла туристского предприятия;
§ производственного потребления внутри туристского предприятия;
§ производственного потребления в целях дальнейшего изготовления реализуемой туристской продукции.
В эту статью включаются сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, а также другие статьи, которые характеризуют краткосрочные вложения денежных средств предприятия в хозяйственную деятельность, предшествующую реализации туристской продукции.
Данная статья оборотных средств менее ликвидная, поскольку обращение этой статьи в денежные средства требует времени не только на то, чтобы найти покупателя, но и чтобы получить с него плату за продукцию.
Анализ данной статьи оборотных активов имеет большое значение для эффективного финансового управления туристским предприятием. Запасы могут иметь значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах туристского предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает затруднения со сбытом своей продукции, что, в свою очередь, может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры. Нарушение оптимального уровня материально-производственных запасов приводит к убыткам, поскольку увеличивает расходы по хранению запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения запасов и снижения их потребительских качеств, приводит к потере клиентов, если это вызвано нарушением каких-либо характеристик готовой продукции.
Так, для различных туристских предприятий уровень данной статьи совершенно различный. Например, для предприятий ресторанного рынка, он занимает, как правило, более 50% все оборотных средств, в то время как для предприятий гостиничного комплекса он, как правило, значительно ниже.
В процессе финансирования и кредитования оборотных средств решающую роль играет их стоимостная оценка. Она является базой для определения финансовым менеджером затрат, формирования финансовых результатов и включения в цену продукции, товаров, работ и услуг.
Ведущее место в стоимостной оценке оборотных активов занимает оценка запасов товарно-материальных ценностей. По фактической себестоимости оцениваются сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. Фактическую себестоимость составляют затраты на приобретение материальных ресурсов, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставляемый поставщиком, наценки или надбавки; комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и другим организациям; таможенные пошлины; расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Фактическая себестоимость материальных ресурсов подвержена существенным колебаниям даже по одному и тому же сырью, материалам и т.п. Это вызвано изменением цен, стоимости услуг, расходов на транспортировку и других составляющих себестоимости или издержек обращения. Поэтому для оценки стоимости запасов, которыми располагает предприятие сферы туризма на конкретную дату, необходимо воспользоваться одним из следующих методов оценки:
· по текущим ценам;
· фактическим ценам закупки материальных ресурсов;
· средним фактическим ценам закупки.
Выбранный туристским предприятием метод оценки запасов материальных ресурсов определяет не только величину издержек туристского производства и обращения, или себестоимость, но и прибыль, а, следовательно, влияет на сумму уплачиваемых налогов.
Оценка по текущим ценам означает, что запасы, поступающие в производство, оцениваются по фактической себестоимости последней закупки ресурсов, а остатки запасов на конец периода определяются по фактической себестоимости первых закупок. Этот метод в мировой практике именуется как метод ЛИФО.
Оценка по фактическим ценам закупки предусматривает, что списание материальных ресурсов происходит в порядке их поступления на предприятие. При этом в себестоимости реализованной продукции отражаются затраты первых закупок. Если эти затраты были ниже, т.е. за время нахождения материальных ресурсов на складе и в производстве произошло повышение цен, стоимости услуг, транспорта, то предприятие, назначив цену на дату выпуска продукции, получит дополнительный выигрыш. Оставшиеся запасы на конец периода оцениваются по фактической себестоимости последних закупок. Этот метод оценки в мировой практике именуется как метод ФИФО.
Если метод ЛИФО позволяет занижать прибыль, то в результате расчетов по методу ФИФО прибыль оказывается значительно завышенной, особенно в условиях инфляции. Применение этих методов требует линеаризации операций, так как материальные ресурсы оцениваются не только по видам, но и по датам и партиям поступления.
Оценка по средним фактическим ценам закупкитребует расчета средневзвешенной цены. При этом общая величина стоимости запасов однородных материальных ресурсов делится на количество отраженных в учете единиц этого ресурса. Техника расчетов здесь значительно проще, чем по методам ЛИФО или ФИФО.
Для оценки запасов по методам ЛИФО и ФИФО можно суммировать поступления материальных ресурсов за месяц, тогда расчет израсходованных на производство продукции ценностей примет балансовую форму и его результат будет зависеть от порядка учета остатков запасов: по цене первой или последней закупки. Применение метода ЛИФО для туристских предприятий более выгодно, так как позволяет уменьшать сумму налога на добавленную стоимость на остатки материальных ресурсов, т.е. экономить оборотные средства.
Стоимостная оценка готовой продукции осуществляется по фактической производственной себестоимости,включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, электроэнергии, трудовых ресурсов, либо по прямым статьям расходов.