Особенности финансов малого и среднего предпринимательства
Предпринимательская деятельность в России регулируется следующими законодательными актами и нормативными документами: Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ; Уголовным кодексом РФ; Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ [1,22] и др.
В соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства при условии, что доля других участников их уставном капитале не должна быть более 25% [22].
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать: для средних предприятий от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для малых предприятий; - до ста человек микропредприятий до пятнадцати человек.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для микропредприятий — 60 млн. руб.; малых и средних предприятий, соответственно, 400 и 1000 млн. руб. [22].
Финансы малых и средних предприятий имеют ряд отличительных особенностей. Наиболее важные различия между крупным и малым бизнесом состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности. Доступ на финансовый и денежный рынки для малых и средних предприятий чрезвычайно затруднителен: об эмиссии акций в большинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории.
Малые и средние предприятия обычно не ставят перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации уровень дивиденда. Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рынком, и ее очень трудно определить, но в принципе владельцы малых предприятий чрезвычайно заинтересованы в максимизации рыночной стоимости своих предприятий [36].
В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях. Благосостояние и даже судьба собственника небольшой фирмы напрямую зависит от ее успеха или неуспеха. собственник малого предприятия подвергается гораздо большему риску, чем держатель акций акционерного общества, могущий в любой момент скинуть акции и/или диверсифицировать свой портфель. сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует малому предприятию на первых стадиях его существования. Получение кредитов банков и хозяйствующих субъектов для малого бизнеса сильно затруднено, и на этих стадиях чрезвычайно важна поддержка со стороны государства, заинтересованного в развитии малого бизнеса.
Организации малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности. Сравнительная характеристика финансовых коэффициентов малых и крупных фирм, полученным американскими исследователями У. Уолкером и Дж. У. Петти II, представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели финансового состояния малых и крупных предприятий [36]
Показатели | Среднее значение показателя | |
Предприятия малого и среднего бизнеса | Крупные предприятия | |
Коэффициент текущей ликвидности | 2,00 | 2,77 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз - | 7,04 | 6,40 |
Оборачиваемость запасов | 8,47 | 5,31 |
Оборачиваемость основных активов, раз | 9,40 | 3,50 |
Чистая коммерческая маржа (Чистая прибыль/Выручка) , % | 10,91 | 9,20 |
Доля заемных средств в общей сумме пассивов, % | 49,00 | 38,06 |
Доля текущих обязательств в общей сумме заемных средств, % | 83,70 | 62,99 |
Показатель предпринимательского риска (% от среднего уровня прибыли до налогообложения) | ±21,94 | +7,71 |
Доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов, % | 2,9 | 40,52 |
Как свидетельствует анализ, имеет место разная дивидендная политика, свидетельствующая о неодинаковых возможностях и различных целях малых и крупных предприятий. Если крупные корпорации вознаграждают своих акционеров более чем 40% чистой прибыли, то предприятия малого бизнеса, если и выплачивают дивиденды чисто символические, расходуя на них в среднем, лишь 2,9% чистой прибыли.
Различие в дивидендной политике сохраняется, даже когда малая организация преобразуется в акционерное общество и выходит на фондовый рынок. 74 % таких предприятий не выплачивают дивидендов в течение года после первичного размещения своих акций. Для малых и средних предприятий характерна пониженная ликвидность по сравнению с крупными (средний коэффициент текущей ликвидности равен 2, а для крупного — почти 3), что затрудняет мобилизацию «живых денег» для выполнения своих текущих обязательств по кредиторской задолженности и банковскому кредиту, т.е. в целом оказывается менее платежеспособным, нежели крупное.
Пониженная ликвидность малого и среднего предприятия обусловлена: 1) относительно меньшим вложением денег в запасы и дебиторскую задолженность (об этом свидетельствуют более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности); 2) относительно высокими текущими обязательствами (83,70% суммарной задолженности против 62,99% у крупных предприятий) [32].
Таким образом, наиважнейшей целью финансового менеджмента организаций малого и среднего бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным.Необходимость эффективного управления оборотным капиталом диктуется, кроме всего прочего, и затрудненностью доступа на рынки капиталов для малых и средних предприятий.
Припониженном уровне ликвидности возникает повышенная склонность очень многих владельцев и руководителей малых предприятий к риску. О повышенном уровне предпринимательского риска свидетельствует очень большая изменчивость НРЭИ, величина которого может в различные периоды отклоняться от средней на 22% в ту или иную сторону. У крупных предприятий этот показатель втрое «спокойнее» — 7%.
Повышенную вариацию финансовых результатов дает ограниченность возможностей диверсификации портфеля инвестиций. О повышенном уровне финансового риска говорит более выраженная ориентация на заемное финансирование (обязательства составляют у малых предприятий 49% пассивов против 38,06% у крупных фирм) в сочетании с явственно просматривающейся тенденцией к преобладанию краткосрочного кредита. Руководители малых и средних предприятий берут деньги, стараясь, во что бы то ни стало избежать гибели своего бизнеса.
Главным инструментом финансового анализа деятельности малой организации является коэффициентный метод (расчет финансовых коэффициентов платежеспособности, ликвидности деловой и рыночной активности). Количественные значения финансовых коэффициентов, рассчитанных для предприятия малого бизнеса обычно свидетельствуют о повышенном предпринимательском и/или финансовом и др. рисках, генерируемых этим предприятием. Поэтому коэффициентный (количественный) анализ должен обязательно сопровождаться качественным исследованием природы рисков, включающей изучение достаточности диверсификации клиентуры, ассортимента производимых (реализуемых) товаров (услуг), оценку жизнеспособности малого бизнеса, в результатах которой заинтересованы не только владельцы малого предприятия, но и его кредиторы.
Кроме расчета коэффициентов, западные банкиры обычно проводят анализ деятельности организации малого бизнеса по пяти основным параметрам (подобную систему оценки в США называют «системой пяти Си») [36]:
1) деловой репутации руководителя;
2) способность к грамотному управлению, обеспечению качественного менеджмента;
3) денежных потоков (способность предприятия сгенерировать достаточно денежных средств по возмещению кредита и выплаты процентов);
4) активов, могущих служить обеспечением кредита;
5) условий бизнеса (оценка общеэкономической, отраслевой, конъюнктурной, налоговой ситуации).
Обращаясь за кредитом, руководителю организации надо не только четко определить целевое использование ссуды, но и выбирать надежный банк, обладающий достаточным капиталом, проанализировать необходимость кредита, его материальное обеспечение.
Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т.п. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется ежегодно за счет: средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, фондов поддержки малого предпринимательства, создаваемых на федеральном и региональном уровнях, а также за счет других источников.
Объем обязательных ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ. Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, создаваемые на федеральном и региональном уровнях, являются некоммерческими организациями. Они создаются путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. Средства фондов используются для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
Предпринимательство не требует больших накоплений не только из-за отсутствия необходимости в дорогостоящих производственных фондах, но и относительно высокой оборачиваемости капитала. Однако в период становления малых и средних предприятий необходима их государственная поддержка.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством РФ осуществляется по следующим направлениям [22]:
·формирование инфраструктуры поддержки и развития;
·создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
·установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
·поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, целевыми региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Для организаций малого и среднего бизнеса установлен особый режим исполнения налоговых обязательств.
В настоящее время субъекты малого и среднего бизнеса могут использовать одну из трех систем налогообложения [2]:
1. Общепринятую систему налогообложения учета и отчетности в соответствии с Налоговым кодексом РФ (Часть вторая. Глава 25. «Налог на прибыль организаций»).
2. Упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Налоговым кодексом РФ (Часть вторая. Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»).
3. Уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Налоговым кодексом РФ (Часть вторая. Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»).
Действие упрощенной системы распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей и может применяться наряду с общей системой налогообложения. Переход к упрошенной системе налогообложения или возврата общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.