Особенности правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства

Правовое положение субъектов мал. пр-ва определено ФЗ от 24.07 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии мал. пр-ва в РФ» (далее – Закон).

К субъектам мал. и ср. пр-ва относятся хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, малые предприятия, в том числе и микропредприятия и средние предприятия (ст. 4 Закона).

К субъектам мал. и ср. пр-ва относятся внесенные в единый гос. реестр юр. лиц потребительские кооперативы и комм. организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предпр. ), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - ИП), соответствующие следующим условиям:

1) для юр. лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юр. лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) - не должна превышать двадцать пять процентов;

доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами мал. и ср. пр-ва, не должна превышать двадцать пять процентов

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения ср. численности работников для каждой категории субъектов мал. и ср. пр-ва:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти чел. включительно для ср. предпр. ;

б) до ста чел. включительно для мал. предпр. ; среди мал. предпр. выделяются микропредприятия - до пятнадцати чел. ;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за пред. календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов мал. и ср. пр-ва.

Категория субъекта мал. или ср. пр-ва определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, ст.4 Закона.

Категория субъекта мал. или ср. пр-ва изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в ст. 4 Закона, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные ИП в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам мал. и ср. пр-ва, если их показатели ср. численности работников, выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в ст. 4 Закона.

Средняя численность работников микропредприятия, мал. предприятия или ср. предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников (гр.-правовые договора, совместительство и т.п.) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ от 09.02.2013 года №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для какждой категории субъектов мал. и ср. пр-ва». Данные пределы с 1 января 2013 года по данный момент составляют:

- для микропредпр. – 60 млн. рублей;

- для мал. предпр. – 400 млн. рублей;

- для ср. предпр. – 1000 млн. рублей.

Предельные значения учитываются в том случае, если имеют место в течении двух лет подряд.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

В целях реализации государственной политики в области развития мал. и ср. пр-ва в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для мал. предпр. ;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для мал. предпр. , осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами мал. и ср. пр-ва статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами мал. и ср. пр-ва государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов мал. пр-ва в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов мал. и ср. пр-ва при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов мал. и ср. пр-ва;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов мал. и ср. пр-ва;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов указанного Федерального закона меры.

Наши рекомендации