Международные торги (тендеры)
Возникновение такого метода международной торговли как международные торги, или тендеры в многом обусловлено сложностями ценообразования при поставках так называемого комплектного оборудования или строительных подрядов, выполнение которых обеспечивает создание законченных производственных объектов или элементов социально-экономической инфраструктуры.
Международная практика конкурсного выбора поставщиков/подрядчиков показала существование следующих трех основных форм торгов: неформальные торги (informal bidding), открытые торги (open bidding) и закрытые торги (closed bidding).
Неформальные торги, или подрядные контракты, заключаемые по соглашению сторон, характеризуются тем, что заказчик имеет право свободно выбирать среди претендентов, вести с ними переговоры и затем заключать контракт с одним из них. Такие контракты заключаются в тех случаях, когда конкурентные торги нецелесообразны или неосуществимы.
Открытые торги представлены специфической формализованной процедурой, одной из наиболее характерных черт которой является объявление об условиях проведения открытых торгов в средствах массовой информации: в газетах, экономических журналах, приглашая к их участию любые изъявившие желание фирмы. Опасностью открытых торгов для претендентов является то, что вопреки этике бизнеса, представители заказчика могут, в принципе, использовать тендерную документацию конкурентов-подрядчиков для укрепления собственной позиции и оказания давления на выбранного претендента. Тем не менее, по действующему законодательству большинства стран, государственные или муниципальные заказы на сооружение комплектных объектов, финансирование которых превышает некоторый лимит, должны размещаться только путем открытых торгов.
Внешним признаком закрытых торгов является то, что претенденты-подрядчики предоставляют тендерную документацию в заклеенных конвертах, которые не должны быть вскрыты до установленной конечной даты. Предметом закрытых торгов являются более сложные, чем в случае открытых торгов объекты: военная техника, технологические производственные линии, уникальное и дорогостоящее оборудование, проведение инженерно-технических работ, проектирование, строительство комплектных предприятий и других объектов, в том числе на условиях «под ключ». Организаторами закрытых торгов могут выступать крупные фирмы-покупатели, государственные организации, представляющие федеральные, региональные или муниципальные органы исполнительной власти, представители национальных и международных банковских структур.
Одним из видов посреднической деятельности являются международные товарные аукционы аукционы. Аукционная форма торговли также относится к категории посреднических операций.
Товарный аукцион (auction) представляет собой специально организованный, периодически действующий рынок, на котором осуществляются сделки купли-продажи товаров путем ценового состязания между покупателями.
В форме аукциона осуществляется торговля товарами, которые обладают индивидуальными особенностями и свойствами. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства: внешний вид, качество, вкус и т.д.
Основные товары, которые предлагаются и покупаются на международных аукционах: пушно-меховые товары (в сырье и переработанные), немытая шерсть, чай, табак, цветы, овощи, фрукты, тропические породы леса, лошади, рыба и др. Роль аукционов в международной торговле некоторыми товарами велика. Например, через международные товарные аукционы в США и Канаде реализуется свыше 76% продаваемой этими станами пушнины, в Дании — 90%, в Швеции и Норвегии — примерно 95%. В бывшем СССР около 80% всех пушно-меховых товаров продавалось через Ленинградский аукцион. Через международные аукционы реализуется около 70% чая, продаваемого на мировом рынке, 90—95% немытой шерсти, экспортируемой Австралией и Новой Зеландией.
Исторически сложилось так, что для каждого аукционного товара имеются свои центры аукционной торговли. По пушнине и меховому сырью главными центрами торговли являются: Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Лейпциг, Копенгаген, Осло, Стокгольм и некоторые другие. Всего в мире проводится свыше 150 международных, пушно-меховых аукционов.
Важнейшими центрами, где осуществляется торговля немытой шерстью, являются Лондон, Ливерпуль, Сидней, Мельбурн, Кейптаун, Веллингтон (Новая Зеландия).
Для аукционной торговли чаем характерно приближение аукционов к местам производства этого товара. В Калькутте и Кочене продается около 70% экспортируемого Индией чая. На аукционе в Коломбо Шри-Ланка продает также 70% вывозимого чая. Африканские страны (Кения, Танзания, Уганда и др.) подавляющую часть экспортируемого чая реализуют через аукционы в Найроби и Малави. Мировую известность приобрел чайный аукцион в Сингапуре, где принимают участие фирмы из Японии, Австралии, КНР, США. Чай, произведенный в Индонезии, а также в Индии, Шри-Ланке, реализуется через аукционы в Лондоне, Гамбурге, Антверпене.
Важнейшими центрами торговли табаком являются Нью-Йорк, Амстердам, Бремен, Лусака (Замбия); цветами - Амстердам, Алсмер; овощами и фруктами — Антверпен и Амстердам; лошадьми - Довиль (Франция), Лондон, Успенское (под Москвой).