Аукционная и биржевая торговля. Международные торги.

Биржевая торговля

Биржа – это объединение продавцов, покупателей и посредников с целью создания условий для торговли, увеличения, удешевления торговой операции; она является организатором торгов.

В зависимости от торгуемых активов (инструментов) биржи подразделяются на:

· товарные

· фондовые

· валютные

Участниками биржевой торговли являются:

1) члены биржи;

2) посетители.

К основным характеристикам биржевой торговли можно отнести:

- регулярное проведение торговли в точно установленном месте (в частности - биржевой зал);

- унификация и стандартизация базовых требований к качеству продаваемых товаров, условиям поставки и срокам отгрузки их покупателю;

- проведение торговли на базе встречных предложений продавцов и покупателей;

- заключение сделок с условиями поставки как товаров со склада (фактически имеющегося в наличии), так и в будущем периоде;

- котировка цен;

- урегулирование возникающих споров в арбитражной комиссии (отделе биржи);

- информационная и рекламная деятельность.

Сам процесс купли-продажи на товарной бирже ведется через посредников по тем ценам, которые прямым образом зависят от предложения и спроса. Биржа является местом урегулирования, формирования и стабилизации рыночных цен. Кроме того, она является источником коммерческой (ценовой) информации о текущем состоянии рынка и самым непосредственным образом способствует максимально быстрому продвижению товаров из сферы его производства в сферу его потребления.

Аукционная торговля - это вид рыночной торговли, при котором продавец с целью извлечения максимальной прибыли использует прямую конкуренцию нескольких покупателей, присутствующих при продаже. При этом продавец назначает стартовую цену товара, которая увеличивается в ходе аукциона до своего максимального уровня, зависящего от платежеспособности покупателей, участвующих в торгах. Этот вид торговли используется преимущественно для сбыта сравнительно ограниченного перечня товаров: уникальные, редко встречающиеся и пользующиеся повышенным спросом товары и иные ценности.

Аукционная торговля, в зависимости от характеристик реализуемого товара, организуется в форме публичных или закрытых торгов. При небольшом объеме спроса и предложения товара торговля осуществляется в форме простого аукциона.

Аукционы в зависимости отпорядка их организации бывают:

§ добровольные — проводятся по инициативе владельцев товара для наиболее выгодной их продажи;

§ принудительные — проводят или ломбарды — для продажи заложенных, но не выкупленных в срок изделий, или государственные организации в целях продажи конфискованных, невостребованных или неоплаченных товаров.

Виды аукционов по масштабу деятельности:

§ национальные;

§ международные.

Виды аукционов по технологии проведения:

§ согласные (гласные, с повышением цен) начинаются с объявления минимальной цены, установленной продавцом. К этой цене покупатели делают надбавки (наддачи) на величину, не меньше минимальной. Размер минимальных надбавок устанавливается в правилах проведения аукциона. Если очередное повышение цены не предлагают,то считается проданным последнему покупателю с наивысшей ценой. Такой аукцион называют также английским;

§ негласные (немые) — проводятся также с повышением цены. Однако после объявления аукционистом минимальной надбавки покупатели дают согласие поднять цену с помощью условных знаков. Тогда аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. При этом способе сохраняется в тайне имя покупателя (при продаже драгоценностей или предметов искусства).

Аукционы бывают:

§ с повышением цены — могут быть гласными или негласными;

§ с понижением цены (голландский аукцион) — стартовую цену постепенно снижают до тех пор, пока один из покупателей не согласится приобрести товар по этой цене. Скидки на цену устанавливаются заранее, чаще всего их применяют для скоропортящихся товаров (в частности, на цветы).

·

Международные торги

Одним из наиболее эффективных и достаточно распространенных в международной практике методов размещения заказов являются торги (тендеры). Торги — это метод заключения сделок купли-продажи или договоров подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара или предоставление услуг с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений выбирает для себя наиболее выгодное.




`20. Международная торговля патентами, лицензиями и ноу-хау. Значение ТРИПС

Международная торговля технологиями — это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и прикладную практическую ценность (освоение на их основе производства новых товаров, предоставление новых видов коммер­ческих услуг и т.д.)

Объектами международной торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет. Неовеществленной формой могут считаться техни­ческая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на ис­пользование результатов научно-технических разработок, компью­терных программ. К овеществленной форме относятся промыш­ленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии. "Ноу-хау" представляют знания и опыт, способы и навыки в проектировании, строительстве, медицине, экономике, управлении и т. п.

Субъектами международного рынка технологий могут высту­пать государства, высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, различные фирмы и фонды, а также физи­ческие лица — изобретатели и ученые. Иными словами, собственниками созданных технологий и других результатов научно-технической деятельности выступают либо их создатели,' либо те государственные и негосударственные организации, кото­рые финансируют их деятельность.

Изобретения, их автор­ство и монопольное право на использование закрепляется госу­дарственным свидетельством — патентом. Патент действует толь­ко на территории страны, где он выдан, поэтому широко распространено заграничное патентование. Если патентовладелец сам не использует патент, он может продать его или разрешить его использование на основе лицензионного соглашения. Предостав­ление лицензии заграничному контрагенту называется междуна­родным лицензированием.

Существуют три основных вида лицензионных соглашений. При продаже простой лицензии патентовладелец — лицензиар ос­тавляет за собой право самостоятельно использовать объект лицен­зии, а также предоставлять его третьим лицам. При заключении договораисключительной лицензии лицензиар предоставляет поку­пателю исключительные права на объект лицензии, но оставляет за собой право использовать этот объект в собственном производ­стве. При договоре полной лицензии лицензиар не имеет права ис­пользовать объект лицензии на период действия договора.

Международная торговля лицензиями — основная форма об­мена технологиями. Лицензионные платежи (плата за лицензии) подразделяются на периодические — роялти и единовременные —паушальные. Роялти — это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия соглашения. Паушальные платежи — твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.

В системе ООН действует специализированное учреждение — Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС (World Intellectual Property Organisation, WIPO), которая опирается на многочисленные конвенции, договоры и союзы государств, сло­жившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в.

Основные цели:

· содей­ствие охране интеллектуальной собственности во всем мире по­средством развития сотрудничества различных государств и взаи­модействию в данной области с любой другой международной организацией,

· обеспечение административного сотрудничества различных союзов по охране интеллектуальной собственности.

· разработкой новых международных соглашений

· обеспечением международной регистрации объектов интеллектуальной собственности,

· сбор и распростра­нением технической, научной и другой информации,

· выпуск различных обзоров, справочников, руководств и глоссариев.

· оказание содействия раз­вивающимся странам в области охраны интеллектуальной соб­ственности

Международная торговля технологиями входит в сферу деятель­ности ВТО (в рамках которой действует Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, ТРИПС — The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS). Соглашение ТРИПС регламентирует те аспекты прав интеллектуальной собственности, которые связа­ны с международной торговлей.

В целом Соглашение ТРИПС создает более жесткие нормы охраны прав интеллектуальной собственности как одной из состав­ляющих современной международной торговли. Это требует от стран — участниц Соглашения значительных расходов на его реа­лизацию и создание дорогостоящего контрольного аппарата. Реа­лизуя требования Соглашения ТРИПС, все страны-участницы должны существенно расширить свою судебную и административ­ную базу, улучшить систему регистрации торговых знаков и марок и создать компьютеризованные информационные системы, меха­низмы контроля, подготовить соответствующие высококвалифи­цированные кадры для практической реализации Соглашения.

Достоинствами Соглашения ТРИПС является формирование новых стимулов для инвестиций в наукоемкие отрасли современ­ного производства и развитие международной торговли наукоем­кими товарами, в которых содержится интеллектуальная собствен­ность.

Наши рекомендации