Программное обеспечение формирования сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в АПК региона
До начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» процесс становление сельскохозяйственной потребительской кооперации в Калужской области не подкреплялся четкой направленностью и социально-экономическим обоснованием.
Научные разработки проблем развития сети СПК в Калужской области на начальном этапе реализации нацпроекта проведены ГНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики РАСХН» («Отчет о результатах экспертного опроса в Калужской области в рамках мониторинга ПНП «Развитие АПК», исполнители: академик РАСХН А.В. Петриков; к.э.н., ст.н.с. Г.А. Родионова); Калужским научно-исследовательским институтом ПАК РАСХН («Оценка эффективности создания сельскохозяйственных кооперативов по видам деятельности в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», руководитель: с.н.к. А.С. Гаврилович, исполнители: с.н.с., к.э.н. Л.В. Кузнецова, м.н.с. И.А. Чебакова); Калужским филиалом Академии бюджета и казначейства МФ РФ («Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Калужской области», Калуга, 2007 г.) [14; 15; 16; 17].
Исследования позволяют сделать вывод о том, что развитие в регионе кооперации как экономической системы нового типа требует создания институтов, адекватных современному уровню экономических отношений, учитывающих исторически сложившиеся традиции и правила экономической деятельности. В связи с этим кооперация занимает ключевое место среди механизмов, способствующих осуществлению государственной аграрной реформы.
Рисунок 5.- Элементы, характеризующие сельскохозяйственный потребительский кооператив[16]
Формой выражения кооперации является сельскохозяйственный потребительский кооператив, который по своей сути является системой, так как ему присущи свойства системы и ее особенности, а также характерный экономический механизм хозяйствования. На рисунке 5 наглядно отражены цель, принципы, функции, признаки и свойства, характеризующие сельскохозяйственный потребительский кооператив.
Рисунок 6.- Элементы государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Источник: разработано автором
Основной целью развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Калужской области, как, впрочем, и на территории других регионов, является повышение социально-экономической эффективности функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. На рисунке 6 представлены элементы государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Функцию кооперации в регионе призваны реализовывать сельскохозяйственные потребительские кооперативы – некоммерческие организации граждан-владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, созданные для снижения затрат или получения дополнительных доходов путем передачи кооперативу функций по реализации, снабжению, переработке продукции и иной деятельности по обслуживанию участников.
За последнее время в области созданы базовые условия для развития сельскохозяйственной кооперации. Принят комплекс нормативно-правовых и программных документов:
- Закон Калужской области № 207-ОЗ от 10.06.2003 г. «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов Калужской области»;
- Закон Калужской области № 121-ОЗ от 26.09.2005 г. «Об областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005-2010 годы»;
- Закон Калужской области № 266-ОЗ от 08.12.2006 г. «Об областной программе «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2007-2009 годы»;
- Закон Калужской области № 360-ОЗ от 06.11.2007 г. «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы»;
- Закон Калужской области № 852 от 20.12.2007 г. «Об областной целевой программе «Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2008-2012 годы»;
- Приказ министерства сельского хозяйства Калужской области № 18 от 31.01.2007 г. «О ведомственной целевой программе «Развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов Калужской области на 2007-2009 годы»;
и ряд других документов [8; 9; 10; 11; 13].
В рамках разработанных программ сеть СПК в регионе должна содействовать:
- снижению издержек по производству и реализации сельскохозяйственной продукции и, следовательно, росту доходов сельхозтоваропроизводителей;
- повышению надежности обслуживания аграрного производства и качества, предоставляемых сельхозпроизводителям услуг;
- улучшению доступа крестьян к рынкам материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и сырья и, следовательно, повышению товарности аграрного производства;
- контролю ресурсных и продуктовых рынков со стороны сельскохозяйственных производителей;
- существенной экономии рабочего времени у членов кооператива за счет принятия кооперативом на себя многих трудоемких процессов, укреплению духа коллективизма;
- развитию конкуренции в сфере агробизнеса, что ограничивает монополистическое поведение акционерных и других коммерческих агропромышленных формирований;
- сокращению потерь сельскохозяйственных производителей от диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства и услуги для сельского хозяйства и смягчению указанного диспаритета;
- повышению качества товаров и услуг для потребителей сельскохозяйственной продукции и сырья;
- распространению инноваций в сельском хозяйстве и других отраслях АПК, управлении производством, бухучете, торговле и др.;
- диверсификации сельской экономики, расширению сферы занятости и повышению доходов сельского населения;
- выведению сферы услуг на селе, хозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств из теневой экономики;
- расширению налогооблагаемой базы муниципальной экономики, что укрепляет местные бюджеты и создает благоприятные условия для реформы местного самоуправления;
- консолидации экономических и социальных интересов сельскохозяйственных производителей, росту их социального статуса, повышению эффективности аграрного лобби.
Основной целью программ является создание организационно-экономических условий для формирования сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного назначения, повышение их роли в обслуживании малых форм хозяйствования и на этой основе создание благоприятных условий развития сельских территорий, повышения занятости и доходов сельского населения.
Основными задачами решения поставленной цели являются:
- эффективная реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;
- создание благоприятных условий для формирования и развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов, облегчающих деятельность сельскохозяйственным товаропроизводителям, и особенно малым формам хозяйствования, и повышающих ее эффективность;
- обеспечение условий для гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции;
- создание благоприятных условий для развития и совершенствования сельской кредитной кооперации, создание широкой сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК);
- содействие в развитии многоуровневой системы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в регионе;
- обеспечение предоставления информационной, методической, консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, и особенно малым формам хозяйствования, их обучение, в том числе сельских жителей, вопросам создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов, новым технологиям производства сельскохозяйственной продукции;
- обеспечение доступности кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и других малых форм хозяйствования;
- содействие подготовке высококвалифицированных кадров для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
На первом этапе (2007 г.) одной из главных задач являлась активизация работы действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов и особенно кредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов, расширение их сети и образование филиальной сети в крупных сельских населенных пунктах. Этот этап полностью соответствовал целям, поставленным приоритетным национальным проектом «Развитие АПК».
На втором этапе (2008-2009 гг.) продолжается работ по расширению сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного назначения, дальнейшему формированию и развитию многоуровневой системы сельской кредитной кооперации, совершенствованию механизмов взаимодействия субъектов кредитной кооперации с органами исполнительной власти и местного самоуправления.
В рамках реализации задач, поставленных ведомственной целевой программой «Развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов Калужской области», предполагается совершенствовать правовое обеспечение, финансово-кредитную поддержку, качественное улучшение информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; создать систематизированную сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов; оказать поддержку в подборе и подготовке кадров.
Одной из основных задач программных мероприятий является формирование адекватной рынку многоканальной системы финансовой поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов, юридических и физических лиц, средств отечественных организаций.
Мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов включают систему кредитования и поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, так или иначе занятых или обеспечивающих выполнение программы. Мероприятия данного направления программы направлены на обеспечение доступа сельских жителей к финансовым и имущественным ресурсам. Основными направлениями финансово-кредитной поддержки являются:
- финансирование малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках государственных программ поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в т.ч. субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
- предоставление государственных гарантий Калужской области по займам и кредитам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
- поддержка развития инфраструктуры сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования;
- предоставление субвенции на развитие сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Эти меры будут направлены на обеспечение гарантированного участия малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в программах поддержки агропромышленного комплекса и малого предпринимательства, финансируемых из федерального и областного бюджетов, создание для малых форм хозяйствования равных с крупными предприятиями условий хозяйствования, развитие конкурентной среды в АПК.
Участие ОАО «Россельхозбанк» и других кредитных учреждений в поддержке развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т.ч. кредитных, предусматривается по направлениям:
- прямое кредитование действующих и вновь созданных финансово устойчивых сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, выступающих в качестве консолидированных заемщиков, для последующего предоставления этих средств в виде займов членам кредитных кооперативов. При этом новшеством является то, что банк в залог согласен брать уступку прав требований по ссудным договорам, которые кредитные кооперативы заключают с заемщиками, и это значительно расширяет заемные возможности кооперативов;
- ОАО «Россельхозбанк» выступает в качестве ассоциированного члена новых кредитных кооперативов, что предусматривает выплату дивидендов банку в размере 6 % годовых;
- содействие банка повышению степени капитализации сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в качестве ассоциированного члена с последующим направлением внесенных банком средств на предоставление займов членам этих кредитных кооперативов;
- заключение агентских соглашений с кредитными кооперативами, по которым банк предлагает кооперативам выступить участниками проекта и взять на себя формирование кредитного досье на потенциального заемщика банка;
- использование аккредитованных в банке кредитных кооперативов первого и второго уровня в качестве поручителей и агентов банка при реализации региональных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Информационно-консультационное обеспечение деятельности малых форм хозяйствования является одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Оно предусматривает:
- формирование на региональном и муниципальном уровнях системы информационного обеспечения малых форм хозяйствования;
- оказание консалтинговых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
- повышение квалификации специалистов, занимающихся развитием малых форм хозяйствования, управлений (отделов) сельского хозяйства муниципальных районов и методическое обеспечение их деятельности;
- издание информационных материалов для малых форм хозяйствования и кооперативов, в том числе брошюр, справочников, каталогов и т.д.
Предполагается организовывать встречи по обмену опытом с руководителями сельскохозяйственных потребительских кооперативов, где успешно развивается система сельской кооперации, в т.ч. кредитной. Планируется публикация в региональных средствах массовой информации материалов о государственной программе поддержки и развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, подготовка выпуска справочной, нормативно-методической литературы, будет расширена подписка на специализированные журналы («Вестник кооперации», «Сельский кредит», «Вестник АККОР» и др.).
В целях популяризации системы сельской кредитной кооперации в регионе планируется выпуск рекламных материалов и буклетов о деятельности кредитных кооперативов. Для повышения информированности населения о роли сельской кредитной кооперации в развитии сельских территорий, создания общественного мнения о кредитных кооперативах как важном финансовом институте, оказывающем большой спектр услуг сельским жителям, будут широко использованы региональные средства массовой информации.
Одним из условий успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на селе является создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которая включает в себя совокупность кооперативов различных видов и уровней, в организационно-правовом и функциональном отношениях объединенных на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, с одной стороны, в единый союз, а с другой – в хозяйственную организацию, способную взаимодействовать с кооперативными организациями и их объединениями (союзами) и успешно конкурировать с организациями крупного бизнеса.
Стратегия развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусматривает поэтапное формирование многоуровневой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, действующих во взаимосвязи с государственными и иными учреждениями и организациями. В рамках данного мероприятия предусмотрено выполнение следующих работ:
- оценка потребности объединения сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- создание кооперативов последующих уровней, ассоциаций, союзов и других объединений сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- отработка механизмов взаимодействия между кооперативами, объединенными в ассоциации, союзы, кооперативы последующих уровней.
Предусматривается сформировать систему сельскохозяйственной потребительской кооперации по принципу многоступенчатой (трехступенчатой) системы. Базисными организациями (организациями первого уровня) в этом случае являются местные сельскохозяйственные потребительские кооперативы. На областном уровне создаются региональные кооперативы (кооперативы второго уровня). Второй уровень формируется кооперативами на добровольной основе путем создания ряда кооперативных структур (регионального кооператива, союза, учебно-консультационного и информационного центра). На федеральном уровне – организация третьего уровня, которая оказывает поддержку и помощь в работе организациям других ступеней.
Для создания функционирующей сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в первую очередь необходимо обеспечить взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и самих сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в следующих направлениях их деятельности:
- подготовка и заключение договоров о сотрудничестве между органами государственной власти, органами местного самоуправления Калужской области и сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами;
- содействие созданию и развитию кредитных кооперативов – предоставление помещений для размещения офиса СКПК из муниципального фонда, установление дифференцированных ставок арендной платы за пользование ими, бесплатное предоставление районных средств массовой информации для информирования населения о деятельности СКПК и т.д.;
- содействие в формировании и развитии материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- содействие глав администраций районов и сельских поселений в подборе кадров для работы как в действующих, так и во вновь создаваемых сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.
В свою очередь, для достижения целей программы, каждый сельскохозяйственный потребительский кооператив должен:
- иметь обученный персонал;
- предлагать сельскому населению отвечающие его потребностям услуги;
- придерживаться принятых Ассоциацией стандартов деятельности;
- являться независимой, финансово устойчивой, «прозрачной» организацией;
- иметь хорошую репутацию у сельского населения.
Важная роль в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации на селе отводится сельскохозяйственным организациям, осуществляющим свою предпринимательскую деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований.
Активное участие в реализации программы принимает Калужский областной союз потребительских обществ. На территории Калужской области учредителями 52 потребительских обществ являются более 30 тыс. пайщиков, большая часть из них проживает в сельской местности и занимается производством сельскохозяйственной продукции.
Потребительские общества области имеют 607 стационарных магазинов, 30 автолавок, 80 столовых и кафе на 3 500 посадочных мест, 7 муниципальных рынков, в том числе 2 оптово-розничных. Совокупный объем оборота по всем отраслям деятельности потребительских обществ составляет около 2 млрд. руб. При этом объем заготовок в потребительских обществах составляет лишь 12 %. Производственной отраслью обеспечивается производство продукции в сумме 180 млн. руб. По итогам 2007 года потребительскими обществами закуплено в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах: 2,4 тыс. тонн молока; 1,8 тыс. тонн мяса; 0,8 тыс. тонн картофеля; 4,1 млн. штук яиц; 1,22 тыс. тонн плодов и овощей.
Центросоюзом потребкооперации Российской Федерации заготовительная деятельность признана приоритетной, и зона ее деятельности – село. Имеющаяся материально-техническая база и потенциал потребительской кооперации области позволяют значительно увеличить объемы закупок сельскохозяйственной продукции.
Организации потребительской кооперации Калужской области намерены активно участвовать в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации, в том числе и в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Внеочередным собранием представителей потребительских обществ Калужской области 11 января 2007 года принято решение об участии потребительских обществ области в создании в муниципальных районах области 22 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и 24 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов при потребительских обществах (таблица 12). Создаваемые с участием потребительских обществ сельскохозяйственные потребительские кооперативы получают возможность заключать в кредитных организациях беспроцентные кредиты сроком до 5 лет на закупку оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции под залог имущества потребительского общества. Продукция переработки сельскохозяйственных потребительских кооперативов поставляется в магазины и организации потребительского общества.
Таблица 12.- Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов с участием потребительских обществ*
Наименование потребительских обществ | Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы | Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (различного назначения) |
Бабынинское | ||
Жиздринское | ||
Жуковское | ||
Кондровское | ||
Кировское | ||
Козельское | ||
Куйбышевское | ||
Людиновское | ||
Малоярославецкое | ||
Медынское | ||
Мещовское | ||
Мосальское | ||
Спас-Деменское | ||
Сухиничское | ||
Тарусское | ||
Ульяновское | ||
Ферзиковское | ||
Хвастовичское ПО «Коопзаготпромторг» | ||
Еленское | ||
Юхновское | ||
Высокиничское | ||
Кудиновское | ||
ПО Сухиничский «КЗПТ» | ||
ПО «Северное» | ||
Итого: |
* Из Приложения № 4 к постановлению 7 внеочередного собрания представителей потребительских обществ от 11.01.2007 г.
Участие потребительских обществ в развитии сети кредитной кооперации планируется по следующей схеме. Владельцы ЛПХ, К(Ф)Х, имеющие юридически оформленные земельные и приусадебные участки, создают сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив. СКПК может получить субвенцию на развитие в министерстве сельского хозяйства области. Кредитный кооператив также берет долгосрочный кредит в кредитной организации на срок до 5 лет под залог районного потребительского общества. Кредитные ресурсы используются кооперативом на предоставление займов – главным образом, на закупку молодняка скота, кормов и др. С заемщиками заключается соглашение, согласно которому выращенный скот продается потребительскому обществу, и таким образом замыкается цепочка взаимодействия: Райпо – СКПК – владелец ЛПХ или К(Ф)Х – Райпо, в которой выигрывают все участники.
Основные риски относительно рассматриваемой программы и механизмы их снижения представлены в таблице 13.[17]
Ведомственная целевая программа финансируется в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы по решению министерства сельского хозяйства области в пределах выделенных ему бюджетных средств на соответствующий финансовый год. Общая потребность в финансовых ресурсах из областного бюджета составляет 373,7 млн. руб., в том числе: на 2007 г. – 110,0 млн. руб., на 2008 г. – 115,1 млн. руб., на 2009 г. – 148,6 млн. руб.
Таблица 13.- Риски развития потребительской кооперации и меры по их снижению
Риски развития сельскохозяйственной потребительской кооперации | Меры по снижению рисков на региональном уровне |
1. Ухудшение условий реализации сельскохозяйственной продукции и сырья (особенно мясных и молочных продуктов) на внутренних рынках (включая областные, районные и локальные) из-за роста импортных поставок. | 1. Повышение конкурентоспособности продукции индивидуально-семейного сектора. 2. Совершенствование маркетинговой деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. |
2. Рост конкуренции со стороны акционерных и других коммерческих предприятий агробизнеса. | 1. Повышение конкурентоспособности продукции индивидуально-семейного сектора. 2. Совершенствование маркетинговой деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 3. Усиление антимонопольного контроля в АПК. 4. Увеличение закупок на конкурсной основе у сельскохозяйственных потребительских кооперативов продукции для государственных и муниципальных нужд. |
3. Сохраняется низкий уровень информированности сельского населения о кооперации, недостаточный уровень квалификации государственных и муниципальных служащих в области регулирования кооперативной деятельности, дефицит квалифицированных специалистов для работы в кооперативах. Затруднен доступ кооперативов к рыночной информации. | 1. Усиление информационно-разъяснительной работы среди сельского населения. 2. Повышение эффективности деятельности ИКЦ, создание регионального учебно-методического центра сельскохозяйственной потребительской кооперации. |
4. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы испытывают недостаток средств для осуществления капитальных затрат и пополнения оборотных средств. | 1. Увеличение расходов регионального бюджета на бюджетные кредиты и субсидии для кооперативов. 2. Повышение доступа к заемным источникам путем субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, полученным на инвестиционные цели. 3. Усиление государственной поддержки сельских кредитных кооперативов. |
5. Федеральные и региональные органы государственной власти в недостаточной степени учитывают интересы малых форм хозяйствования и вертикальных кооперативов при формировании и реализации агропродовольственной политики. | Повышение эффективности деятельности АККО КО, создание союзов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, Союза сельских кредитных кооперативов. |
6. Стандартные риски, сопровождающие строительство, реконструкцию объектов. | 1. Отбор строительных компаний, зарекомендовавших себя на строительном рынке. 2. Использование существующих типовых проектов. |
7. Неисполнение обязательства по субсидированию затрат на уплату процентов по кредитам. | 1. Простота и понятность процедуры принятия решений по выделению финансовых средств. 2. Конкурсный отбор банков. 3. Ответственность должностных лиц. |
8. Отсутствие квалифицированных специалистов. | 1. Разработка системы подбора, подготовки и переподготовки кадров. 2. Стажировка специалистов на действующих производствах (в кооперативах). |
9. Недостаток средств сельскохозяйственных потребительских кооперативов для осуществления капитальных затрат и пополнения оборотных средств. | 1. Увеличение расходов регионального бюджета на субсидии для кооперативов. 2. Усиление государственной поддержки сельских кредитных кооперативов. |
Распределение источников финансирования представлено в таблице 14.
Таблица 14.- Источники финансирования[18]
Годы | Источники финансирования, млн. руб. | ||||||
Феде-ральный бюджет | Удель-ный вес, % | Областной бюджет | Удель-ный вес, % | Внебюд-жетные средства | Удель-ный вес, % | Итого | |
12,3 | 9,6 | 110,0 | 85,3 | 6,6 | 5,1 | 128,9 | |
22,3 | 13,3 | 115,1 | 68,5 | 30,5 | 18,2 | 167,9 | |
31,8 | 14,4 | 148,6 | 67,2 | 40,6 | 18,4 | 221,0 | |
Всего 2007-2009 | 66,4 | 12,8 | 373,7 | 72,2 | 77,7 | 15,0 | 517,8 |
Ведомственная целевая программа утверждается приказом министерства, которым также утверждается состав рабочей группы по управлению и контролю за ходом реализации программы. Рабочая группа по управлению и контролю за ходом реализации ведомственной целевой программы, утвержденная приказом министерства сельского хозяйства области:
а) обеспечивает реализацию ведомственной целевой программы;
б) несет ответственность за решение задач, поставленных в ведомственной целевой программе, и за достижение значений целевых индикаторов, утвержденных в ведомственной целевой программе;
в) формирует и представляет Совету по оценке и мониторингу ведомственных целевых программ развития агропромышленного комплекса Калужской области и министру сельского хозяйства области отчетность о реализации ведомственной целевой программы.
Отчеты о выполнении ведомственной целевой программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации, представляются ежеквартально (до 15 числа месяца, следующего за отчетным) и ежегодно (не позднее 1 февраля).
Финансирование расходов на реализацию ведомственной целевой программы осуществляется в порядке, установленном для исполнения областного бюджета.
Прекращение реализации ведомственной целевой программы осуществляется в рамках формирования перспективного финансового плана и проекта областного бюджета на очередной финансовый год.