Народнохозяйственные функции лизинга
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования обусловливают поиск и внедрение нетрадиционных для экономики нашей страны методов обновления материальной базы и модификации основных фондов предприятий различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг, который выполняет несколько народнохозяйственных функций.
Финансовая функция лизинга выражена наиболее четко, поскольку лизинг является формой вложения средств в основные фонды. С ростом технического прогресса инвестиционные потребности народного хозяйства уже не могут в полной мере удовлетворяться исключительно за счет традиционных каналов финансирования, каковыми выступают бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, долгосрочный банковский кредит и прочие источники. При этом не только происходит смещение приоритетов в источниках (например, в перспективе должен увеличиться удельный вес собственных средств предприятий и организаций в связи с изменением норм амортизационных отчислений на полное восстановление активной части основных производственных фондов с 1 января 1991 г.), но и появляются потребности в принципиально новых каналах финансирования.
В этих условиях лизинг становится дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий. По своей экономической сущности из всех перечисленных выше источников лизинг наиболее близок к долгосрочному банковскому кредиту. Расширение масштабов лизингового бизнеса в перспективе может, хотя и незначительно, сузить сферу использования долгосрочного кредитования, но в целом приведет к общему росту доли заемных средств в источниках финансирования и кредитования основных фондов.
В современных условиях хозяйствования финансовой функции принадлежит в лизинге ведущая роль. Предприятие-лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовым мотивам, получает возможность пользоваться необходимым ему имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных средств или банковского кредита. Освобождение лизингополучателя от единовременной полной оплаты стоимости имущества выгодно отличает лизинг от обычной купли-продажи и в ряде случаев рассматривается как ее альтернатива. Кроме того, лизинг открывает доступ к необходимому имуществу и при наличии каких-либо кредитных ограничений или невозможности привлечения для этих целей заемных средств.
Преимуществом лизинга является также порядок осуществления лизинговых платежей. Поскольку сроки и размер выплат определяются по взаимной договоренности лизингодателя и лизингополучателя, то в заключаемом ими лизинговом соглашении можно очень гибко учитывать интересы каждого из них. Например, исходя из своего финансового состояния лизингодатель и лизингополучатель могут договориться об отсрочке первого платежа, постепенном нарастании лизинговых выплат или, наоборот, об авансовом платеже, снижении объема выплат к концу срока лизинга и т.д. Кроме того, лизинговые платежи могут производиться из выручки от продажи произведенной на данном оборудовании продукции, и не только в денежной форме, но и частично или полностью в форме товаров или встречных услуг.
Наряду с положительными сторонами у лизинга есть и определенные недостатки, в числе которых прежде всего следует выделить его относительную дороговизну для лизингополучателя по сравнению с покупкой имущества за счет собственных или заемных средств. В связи с ним заключению каждой сделки должны предшествовать всесторонний анализ всех положительных и отрицательных сторон лизинга и оценка его последствий для финансового состояния предприятия-пользователя.
Производственная функция лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Он наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения техники.
Мировой опыт свидетельствует, что бурное развитие лизинга инициируется ускорением темпов научно-технического прогресса. Так, в конце 60-х — начале 70-х годов лизинговый бум за рубежом был спровоцирован резко возросшим на рынке спросом на электронно-вычислительную технику, которая и стала наряду со средствами транспорта одним из первых объектов лизинга. Таким образом, лизинг — один из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения производства, открывающий пользователям доступ к самой передовой технике и позволяющий разрешить противоречие между необходимостью использования в условиях обостряющейся конкуренции такой техники и быстрым ее моральным старением.
Кроме того, лизинг дает возможность лизингополучателю использовать в своей производственной деятельности не только какое-либо отдельное оборудование, но и целые укомплектованные производства. При этом создаются условия для получения наиболее передовой технологии, ее успешного освоения и поддержания на высоком техническом уровне. При "мокром" лизинге передача в пользование техники может сопровождаться, как уже отмечалось, приобретением пользователем определенного набора различных услуг: от технического обслуживания до услуг по страхованию, маркетингу, обеспечению сырьем, рабочей силой и др.
Характерные черты лизинга — оперативность и гибкость. Поэтому наиболее эффективно применение лизинга в отраслях народного хозяйства с сезонным (сельское хозяйство и перерабатывающие отрасли) и передвижным характером работ (строительство).
Если значение финансовой и производственной функций лизинга для отечественной экономики не вызывает сомнения, то его сбытовая функция пока полностью не может быть реализована. Ограничение роли лизинга как дополнительного канала сбыта произведенной продукции определяется общим падением уровня производства и разбалансированностью рынка технической продукции. Сбытовая функция лизинга имеет значение только в том случае, если к нему прибегают в целях расширения круга потребителей и завоевания новых рынков сбыта. С помощью лизинга в число потребителей вовлекаются те предприятия, которые либо не имеют финансовых возможностей приобрести оборудование в собственность, либо в силу особенностей производственного цикла не нуждаются в постоянном владении им. В некоторых случаях к лизингу единичного оборудования обращаются перед закупкой его партии с тем, чтобы опробовать образцы в конкретных условиях производства.
За рубежом (прежде всего в Англии и США) до недавнего времени чрезвычайно большое значение имела и такая функция лизинга, как получение значительных налоговых и амортизационных льгот. Действующая система налогообложения открывала несколько каналов получения льгот и для лизингополучателя, и для лизингодателя. Применение метода ускоренной амортизации, исчисляемой не на базе срока службы объекта лизинга, а исходя из срока контракта, позволяло лизингодателю получать льготы в результате уменьшения облагаемых налогом сумм. Кроме того, он получал право на налоговую скидку по инвестициям в размере 10 % стоимости оборудования. Для пользователя имущества лизинг также был выгоден, поскольку налоговым законодательством лизинговые платежи рассматривались как текущие расходы, и поэтому их сумма исключалась из общего дохода пользователя, облагаемого налогом.
Однако, стремясь получить максимальные льготы, компании прибегали к фиктивным, так называемым бумажным сделкам. Происходила своего рода продажа льгот лизингополучателям. Зарубежная статистика не позволяет в полной мере судить о масштабах использования лизинга в спекулятивных целях. Экспертная оценка административно-бюджетного управления США показывает, что в результате использования лизинговых сделок в качестве налогового "убежища" федеральный бюджет США только в 1983—1985 гг. недополучил примерно 9 млрд.долл.[1]
Во избежание спекуляций на лизинговых операциях с целью получения необоснованных льгот законодательством США предусматривалось, что для получения налоговых льгот необходимо доказать соответствие сделки ряду признаков, которые бы свидетельствовали о ее принадлежности к действительной сделке. Характерно, что налоговые законодательства Германии, Франции и Италии не предусматривают дополнительных льгот для лизингодателей или лизингополучателей при проведении ими лизинговых сделок.
В 1986—1987 гг. в Англии и США стали действовать новые налоговые законодательства, фактически отменившие многие налоговые льготы, связанные с лизингом. В результате он лишился некоторых своих важнейших преимуществ и функция лизинга как источника льгот потеряла свое значение. Неизбежным следствием стало замедление темпов развития лизинговых операций в этих странах. Так, в 1986 г. в США лизинговые инвестиции возросли всего на 6 % против 26 % в 1985 г., а в Англии в 1986 г. наблюдалось сокращение масштабов лизингового бизнеса на 10 % против роста в предыдущем году на 43 %.[2]
Таким образом, роль лизингового предпринимательства в нашей стране в настоящее время обусловлена главным образом финансовой и производственной функциями лизинга.