Система бюджетирования в организации
Формирование главного бюджета предприятия.
(Бюджет обычной деятельности предприятия).
Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно отражающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута (и/или расхода, который должен быть перенесен). А также капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели (Институт дипломированных управляющих бухгалтеров по УУ в США).
Фактически бюджет предприятия представляет собой план в денежном выражении, сформированный на один год, с разбивкой по кварталам, а в некоторых случаях по месяцам и неделям.
Бюджет служит эффективным инструментом управления доходами, расходами предприятия, а также прибыли.
Принято различать 2 метода составления (верстки) бюджета:
1. Метод верстки «с нуля».
Предполагает включение в бюджет показателей без учета их наличия в прошлых периодах.
2. «На приростной основе».
Представляет собой планирование с учетом значений бюджетных показателей в прошлых периодах.
Разработка бюджета может быть представлена следующими этапами:
1. Постановка задач и сбор информации, необходимой для разработки бюджета.
2. Изучение и анализ имеющейся информации, обобщение и анализ результатов прошлого периода.
3. Расчет научно-обоснованных показателей деятельности предприятия.
4. Формирование бюджета.
5. Экспертиза и оценка проекта бюджета.
6. Принятие (утверждение) бюджета.
Возможны 3 альтернативных варианта формирования бюджета:
1. Пессимистический.
Ориентирован на достижение минимальной цели при максимальном использовании ресурсов.
2. С учетом вероятностей.
Предусматривает достижение максимальной цели при умеренном использовании ресурсов.
3. Оптимистический.
Ориентирован на достижение максимальной цели при эффективном использовании ресурсов.
При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования:
1. Бюджет является обобщающим планом в натуральных стоимостных показателях.
2. Бюджет должен быть сбалансирован по всем показателям.
3. Производственные задания должны быть напряженными, но выполнимыми.
4. В разработке бюджета должны принимать участие лица, ответственные за его исполнение.
5. Бюджет должен разрабатываться с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости данных.
6. Изменения, вносимые в бюджет в течении бюджетного периода должны обсуждаться и утверждаться лицами, ответственными за его составление и принятие.
Подготовленный проект бюджета должен быть согласован с руководителями всех структурных подразделений предприятия и представлен руководству на рассмотрение.
После утверждения, бюджет становится обязательным для исполнения всеми службами предприятия.
Наиболее продуктивной формой текущего планирования является бюджетирование, ядром которого является верстка бюджета доходов и расходов предприятия.
Бюджет доходов и расходов может быть представлен следующим образом:
Бюджет доходов и расходов
Бюджет ОВД Бюджет кап. затрат Бюджет
(обычные виды Прочих видов деятельности
деятельности)
Непосредственно объектом УУ является бюджет ОВД (Главный бюджет) предприятия и его структурных подразделений, представляющий собой финансовый документ, отражающий план доходов и расходов на определенный период времени, охватывающий процессы снабжения, производства и сбыта, а также их финансовую сторону – движение денежных средств.
Структура главного бюджета, как правило представлена оперативным и финансовым бюджетом.
Структура операционного бюджета может быть представлена следующим образом:
Оперативный бюджет
Бюджет продаж Бюджет производства Бюджет расходов
периода
Бюджет продаж включает статьи, характеризующие реализацию продукции хозяйствующего субъекта в бюджетном периоде. Процесс бюджетирования продаж осуществляется на основе намеченных бизнес – целей и предполагает применение результатов оперативного прогноза сбыта продукции в планируемом периоде в разрезе отдельных ассортиментных позиций, данных о сформированном портфеле заказов потребителей, а также о производственных мощностях с учетом их наращивания или выбытия.
Бюджет продаж формируется в разрезе ассортиментного перечня продукции и является основой для структурирования всех остальных бюджетов предприятия.
После того, как объем продаж установлен, разрабатывается бюджет производства, включающий следующие сметы:
1. Смета затрат на сырье и материалы.
Отражает величину совокупных затрат по всем видам сырья и материалов, которые планируется израсходовать на производство продукции в плановом периоде, с учетом их остатков на складах, а также планируемой величины возвратных отходов.
2. Смета трудовых затрат.
Данный документ представляет исчерпывающую информацию о расходах на основную и дополнительную З/П производственного персонала.
В данной смете отражается количество времени в часах, необходимого для изготовления запланированного объема продукции.
На основании тарифных ставок и окладов, с учетом сложности, трудоемкости работ, а также квалификации персонала определяются затраты труда в денежном выражении.
3. Смета ОПР.
Представляет планированную величину расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, а также прочие общецеховые нужды.
Бюджет расходов периода представлен двумя сметами:
1. Смета ОХР
Представляет собой плановые расходы на нужды управления, непосредственно не связанные с процессом производства.
2. Смета коммерческих расходов.
Представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции.
Основой финансового бюджета является движения денежных средств, в котором документируются ожидаемые поступления и выбытия денежных средств, связанные с осуществлением ОВД. При составлении данного бюджета выявляются периоды их недостатка.
Бюджет капитальных затрат – представляет собой план по формированию источников инвестиционных ресурсов и направлением капитальных вложений, связанных с приобретением долгосрочных активов.
55. Бухгалтерский баланс: состав, содержание и техника составления.
Б/б – документ отчетного характера о состоянии хозяйства в денежной оценке(рублях). В РФ он составляется в нетто оценке, т.е. за минусом регулирующих показателей. К таким показателям относятся 02, 05, 14, 42, 59, 63. Основной составляющей б/б является балансовая статья по которой учитывается определенный вид имущества, обязательства, источник формирования им-ва, фин р-тат деятельности хозяйственного субъекта. Балансовые статьи определяются в однородные группы, последние в общие разделы. Объединение балансовых статей осуществляется по общим параметрам их экономического содержания. Б/б состоит из А и П в них содержится 5 разделов.
А б\б хар-ет эконом содержание всей совокупности ср-в организации в их группировке по размещению и использованию, т.е. позволяет определить размещение ср-в и источники их формирования.
2 раздела:
· ВНА(НМА, ОС, незавершенное строительство, доходные вложения в МЦ, долгосрочные фин вложения, отложенные налоговые активы, прочие ВНА)
· ОбА(запасы, НДС по приобретенным ценностям, ДЗ >12 мес и <12, краткосрочные финансовые вложения, д/с, прочие ОбА)
П б\б характеризует эк-ое содержание всей совокупности ср-в хоз-го субъекта в их группировке по источникам и назначениям, т.е. позволяет опред-ть сумму источников формирования хоз-х ср-в и их целевое назначение по каждому источнику
3 раздела:
· Капитал и резервы (УК, Собственные акции, выкупленные у акционеров, ДК, РК, Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток).
· Долгосрочные обязательства (займы и кредиты, отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства)
· Краткосрочные обязательства (займы и кредиты, КЗ, задолженность перед участниками (учредителями по выплате доходов), доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства).
Статьи баланса заполняются на основании данных Главной книги о сальдовых значениях счетов б/у. Составляется в тыс (милл-ах) рублей без десятичных знаков после запятой, а имеющаяся иностранная валюта пересчитана в рубли по курсу Банка России на 31 декабря отчетного года.
56.Отчет о прибылях и убытках: состав, содержание и техника составления.
Данный отчет представляет учетную инфо-ию о доходах и расходах за определенный период времени, разность между которыми и представляет между собой сумму финансовых результатов.
1 раздел: Доходы и расходы по обычным видам деятельности. Основным источником инфо-ии служат данные аналитического учета к сч 90. Сюда входят: Выручка нетто от продажи ТРУ(-НДС), с/сть проданных ТРУ, валовая прибыль,, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль/убыток от продаж.
2 раздел: Прочие доходы и расходы. Состав: % к получению, % к уплате, доходы от участия в др орг-циях, прочие доходы, прочие расходы.
По строке прибыль/убыток до налогообложения привлекаются данные о сумме бух-ой прибыли/убытка от хоз-ой деятельности.
Строки отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства. Исчисляются как произведение сумм временных разниц (налогооблагаемых и вычитаемых) на ставку налога на прибыль.
По строке Текущий налог на прибыль приводится сумма налога на прибыль, начисленная за отчетный год в соответствии с налоговым законодательством.
Далее определяется чистая прибыль/убыток отчетного периода. Они соответствуют сумме нераспределенной прибыли, непокрытого убытка, оформленной в б/у записью Д(К)99К(Д)84.
Справочно приводятся постоянные налоговые обязательства, базовая прибыль (убыток) на акцию, разводненная прибыль (убыток) на акцию.
Все данные указываются нарастающим итогом с начала года по з1 декабря включительно в руб.