Система бюджетирования в организации

Формирование главного бюджета предприятия.

(Бюджет обычной деятельности предприятия).

Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно отражающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута (и/или расхода, который должен быть перенесен). А также капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели (Институт дипломированных управляющих бухгалтеров по УУ в США).

Фактически бюджет предприятия представляет собой план в денежном выражении, сформированный на один год, с разбивкой по кварталам, а в некоторых случаях по месяцам и неделям.

Бюджет служит эффективным инструментом управления доходами, расходами предприятия, а также прибыли.

Принято различать 2 метода составления (верстки) бюджета:

1. Метод верстки «с нуля».

Предполагает включение в бюджет показателей без учета их наличия в прошлых периодах.

2. «На приростной основе».

Представляет собой планирование с учетом значений бюджетных показателей в прошлых периодах.

Разработка бюджета может быть представлена следующими этапами:

1. Постановка задач и сбор информации, необходимой для разработки бюджета.

2. Изучение и анализ имеющейся информации, обобщение и анализ результатов прошлого периода.

3. Расчет научно-обоснованных показателей деятельности предприятия.

4. Формирование бюджета.

5. Экспертиза и оценка проекта бюджета.

6. Принятие (утверждение) бюджета.

Возможны 3 альтернативных варианта формирования бюджета:

1. Пессимистический.

Ориентирован на достижение минимальной цели при максимальном использовании ресурсов.

2. С учетом вероятностей.

Предусматривает достижение максимальной цели при умеренном использовании ресурсов.

3. Оптимистический.

Ориентирован на достижение максимальной цели при эффективном использовании ресурсов.

При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования:

1. Бюджет является обобщающим планом в натуральных стоимостных показателях.

2. Бюджет должен быть сбалансирован по всем показателям.

3. Производственные задания должны быть напряженными, но выполнимыми.

4. В разработке бюджета должны принимать участие лица, ответственные за его исполнение.

5. Бюджет должен разрабатываться с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости данных.

6. Изменения, вносимые в бюджет в течении бюджетного периода должны обсуждаться и утверждаться лицами, ответственными за его составление и принятие.

Подготовленный проект бюджета должен быть согласован с руководителями всех структурных подразделений предприятия и представлен руководству на рассмотрение.

После утверждения, бюджет становится обязательным для исполнения всеми службами предприятия.

Наиболее продуктивной формой текущего планирования является бюджетирование, ядром которого является верстка бюджета доходов и расходов предприятия.

Бюджет доходов и расходов может быть представлен следующим образом:

Бюджет доходов и расходов

Бюджет ОВД Бюджет кап. затрат Бюджет

(обычные виды Прочих видов деятельности

деятельности)

Непосредственно объектом УУ является бюджет ОВД (Главный бюджет) предприятия и его структурных подразделений, представляющий собой финансовый документ, отражающий план доходов и расходов на определенный период времени, охватывающий процессы снабжения, производства и сбыта, а также их финансовую сторону – движение денежных средств.

Структура главного бюджета, как правило представлена оперативным и финансовым бюджетом.

Структура операционного бюджета может быть представлена следующим образом:

Оперативный бюджет

Бюджет продаж Бюджет производства Бюджет расходов

периода

Бюджет продаж включает статьи, характеризующие реализацию продукции хозяйствующего субъекта в бюджетном периоде. Процесс бюджетирования продаж осуществляется на основе намеченных бизнес – целей и предполагает применение результатов оперативного прогноза сбыта продукции в планируемом периоде в разрезе отдельных ассортиментных позиций, данных о сформированном портфеле заказов потребителей, а также о производственных мощностях с учетом их наращивания или выбытия.

Бюджет продаж формируется в разрезе ассортиментного перечня продукции и является основой для структурирования всех остальных бюджетов предприятия.

После того, как объем продаж установлен, разрабатывается бюджет производства, включающий следующие сметы:

1. Смета затрат на сырье и материалы.

Отражает величину совокупных затрат по всем видам сырья и материалов, которые планируется израсходовать на производство продукции в плановом периоде, с учетом их остатков на складах, а также планируемой величины возвратных отходов.

2. Смета трудовых затрат.

Данный документ представляет исчерпывающую информацию о расходах на основную и дополнительную З/П производственного персонала.

В данной смете отражается количество времени в часах, необходимого для изготовления запланированного объема продукции.

На основании тарифных ставок и окладов, с учетом сложности, трудоемкости работ, а также квалификации персонала определяются затраты труда в денежном выражении.

3. Смета ОПР.

Представляет планированную величину расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, а также прочие общецеховые нужды.

Бюджет расходов периода представлен двумя сметами:

1. Смета ОХР

Представляет собой плановые расходы на нужды управления, непосредственно не связанные с процессом производства.

2. Смета коммерческих расходов.

Представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции.

Основой финансового бюджета является движения денежных средств, в котором документируются ожидаемые поступления и выбытия денежных средств, связанные с осуществлением ОВД. При составлении данного бюджета выявляются периоды их недостатка.

Бюджет капитальных затрат – представляет собой план по формированию источников инвестиционных ресурсов и направлением капитальных вложений, связанных с приобретением долгосрочных активов.

55. Бухгалтерский баланс: состав, содержание и техника составления.

Б/б – документ отчетного характера о состоянии хозяйства в денежной оценке(рублях). В РФ он составляется в нетто оценке, т.е. за минусом регулирующих показателей. К таким показателям относятся 02, 05, 14, 42, 59, 63. Основной составляющей б/б является балансовая статья по которой учитывается определенный вид имущества, обязательства, источник формирования им-ва, фин р-тат деятельности хозяйственного субъекта. Балансовые статьи определяются в однородные группы, последние в общие разделы. Объединение балансовых статей осуществляется по общим параметрам их экономического содержания. Б/б состоит из А и П в них содержится 5 разделов.

А б\б хар-ет эконом содержание всей совокупности ср-в организации в их группировке по размещению и использованию, т.е. позволяет определить размещение ср-в и источники их формирования.

2 раздела:

· ВНА(НМА, ОС, незавершенное строительство, доходные вложения в МЦ, долгосрочные фин вложения, отложенные налоговые активы, прочие ВНА)

· ОбА(запасы, НДС по приобретенным ценностям, ДЗ >12 мес и <12, краткосрочные финансовые вложения, д/с, прочие ОбА)

П б\б характеризует эк-ое содержание всей совокупности ср-в хоз-го субъекта в их группировке по источникам и назначениям, т.е. позволяет опред-ть сумму источников формирования хоз-х ср-в и их целевое назначение по каждому источнику

3 раздела:

· Капитал и резервы (УК, Собственные акции, выкупленные у акционеров, ДК, РК, Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток).

· Долгосрочные обязательства (займы и кредиты, отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства)

· Краткосрочные обязательства (займы и кредиты, КЗ, задолженность перед участниками (учредителями по выплате доходов), доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства).

Статьи баланса заполняются на основании данных Главной книги о сальдовых значениях счетов б/у. Составляется в тыс (милл-ах) рублей без десятичных знаков после запятой, а имеющаяся иностранная валюта пересчитана в рубли по курсу Банка России на 31 декабря отчетного года.

56.Отчет о прибылях и убытках: состав, содержание и техника составления.

Данный отчет представляет учетную инфо-ию о доходах и расходах за определенный период времени, разность между которыми и представляет между собой сумму финансовых результатов.

1 раздел: Доходы и расходы по обычным видам деятельности. Основным источником инфо-ии служат данные аналитического учета к сч 90. Сюда входят: Выручка нетто от продажи ТРУ(-НДС), с/сть проданных ТРУ, валовая прибыль,, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль/убыток от продаж.

2 раздел: Прочие доходы и расходы. Состав: % к получению, % к уплате, доходы от участия в др орг-циях, прочие доходы, прочие расходы.

По строке прибыль/убыток до налогообложения привлекаются данные о сумме бух-ой прибыли/убытка от хоз-ой деятельности.

Строки отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства. Исчисляются как произведение сумм временных разниц (налогооблагаемых и вычитаемых) на ставку налога на прибыль.

По строке Текущий налог на прибыль приводится сумма налога на прибыль, начисленная за отчетный год в соответствии с налоговым законодательством.

Далее определяется чистая прибыль/убыток отчетного периода. Они соответствуют сумме нераспределенной прибыли, непокрытого убытка, оформленной в б/у записью Д(К)99К(Д)84.

Справочно приводятся постоянные налоговые обязательства, базовая прибыль (убыток) на акцию, разводненная прибыль (убыток) на акцию.

Все данные указываются нарастающим итогом с начала года по з1 декабря включительно в руб.

Наши рекомендации