Инвестиционной деятельности в индустрии туризма

Основные задачи государства в области инвестиций в туризм в РФ можно сформулировать следующим образом:

· стимулировать инвестиционные проекты туристических организаций республик, краев и областей РФ;

· обеспечить заинтересованность и увеличить масштабы участия иностранных инвесторов;

· привлечь как отечественный, так и зарубежный банковский капитал, вложения (в различной форме) отдельных организаций и частных лиц;

· обеспечить гарантии риска инвестиционных проектов в области туризма;

· сформировать налоговую политику в области турбизнеса на уровне субъектов Российской Федерации;

· повышать эффективность государственных и частных инвестиций (расширять потребительские свойства турпродукта, сокращать сроки строительства объектов, рационализировать ценообразование и так далее).

Повышению эффективности инвестиционной политики в области регионального туристского бизнеса способствуют также:

· последовательная децентрализация, то есть осуществление инвестиционных процессов непосредственно в субъектах Федерации, в соответствующих нишах регионального туристского рынка, в рамках отдельно взятых региональных проектов;

· усиление роли и масштабов применения не инфляционных источников накопления капитала;

· значительное расширение совместного (долевого) государственно - коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

· усиление роли кредитования, постепенный переход на эту форму как преобладающую в инвестиционных процессах по туризму;

· отбор объектов регионального туризма, подлежащих государственному финансированию на контрактной основе по результатам экспертизы и технико-экономического обоснования проектов. Главным критерием такого отбора должны быть эффективность и быстрая окупаемость;

· расширение масштабов и активности объектов малого гостиничного бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности.

Активизации инвестиционного процесса должно также способствовать развитие схемы страхования инвестиций от коммерческих рисков, создание страховых пулов, перестрахование обязательств страховых компаний и так далее.

Финансовые возможности страховых компаний по принятию на страхование инвестиционных рисков ограничены размерами уставного капитала и собственных средств (в них гарантия по договорам страхования). Поэтому эффективная защита интересов инвестора потребует целевого объединения нескольких страховщиков, создания в целях страхования крупных инвестиционных проектов страховых пулов.

Формирование пулов значительно расширит финансовые возможности по принятию на страхование рисков, период урегулирования убытков по которым может быть достаточно продолжительным. Однако, совокупный капитал российских страховых компаний значительно меньше объемов потенциального страхуемого имущества. В связи с этим необходимо привлекать дополнительные средства из государственных и иных источников.

С учетом значительного объема страховой ответственности по страхованию инвестиционных проектов, реализуемых при участии государственных инвестиций, необходимо обеспечить перестрахование части обязательств страховых компаний и пулов. С этой целью намечается создание Национальной перестраховочной компании.

Формирование рациональной налоговой политики - важное направление в создании заинтересованности инвесторов.

Прямая государственная поддержка реализуется в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ развития туризма и продвижения туристского продукта. Формой прямой государственной поддержки туризма выступают налоговые льготы по ряду налогов, платежей, сборов и пошлин. Большинство налоговых льгот имеет общий характер и распространяется на основных субъектов предпринимательской деятельности в туризме, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, видов деятельности и т.д.

К таким налоговым льготам относятся льготы по налогу на добавленную стоимость. Если до введения в действие второй части Налогового кодексаРФ (до 1 января 2001 г.) такая льгота имела общий характер и распространялась практически на всех туроператоров и часть турагентов, предоставляющих свои услуги как на внутреннем, так и на международном рынках, то с 1 января 2001 г. льгота по налогу на добавленную стоимость имеет усеченный, строго целевой характер и распространяется только на туристские услуги, предоставляемые учреждениями отдыха на территорииРФ, и транспортные услуги при выезде туристов за рубеж в случае выполнения определенных условий.

Кроме того, предприятия и организации туризма имеют в настоящее время определенные льготы на федеральном уровне по налогу на землю, имуществу, рекламе, таможенным пошлинам и др.

В соответствии с концепцией уравнивания условий коммерческой деятельности субъектов предпринимательства, провозглашенной в Налоговом кодексеРФ, будет поэтапно отменено большинство ранее имевшихся налоговых льгот на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для всех предприятий и организаций, в том числе для туристкой сферы.

Отмена значительной части ранее существовавших льгот в сочетании с уменьшением прямой государственной поддержки туризма в рамках программ его развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях - это симптомы ослабления внимания государства как к туристской сфере в целом, так и к ее социальной составляющей.

В сложившейся ситуации, целесообразно для туристской индустрии в качестве эффективного инвестиционного механизма использовать принцип государственной поддержки предпринимательства в статусе малых предприятий, где до настоящего времени сохранилась целенаправленная и существенная прямая налоговая поддержка субъектов данного бизнеса. Малые предприятия - единственный субъект предпринимательской деятельности, для которого существует специальный льготный налоговый режим.

По статистике к 2000 г. в России на рынке туристских услуг было зарегистрировано около 10 тыс. малых предприятий, для которых туризм представляет собой основной вид деятельности. Кроме того, еще около 20 тыс. предприятий имели формальное право заниматься туризмом или сопутствующими услугами в порядке диверсификации своей деятельности, но туризм для них не является основным видом бизнеса. Из общего числа активно работающих малых туристских предприятий около 3 тыс. сосредоточены в двух городах: Москве и Санкт-Петербурге.

Следует иметь ввиду высокую эффективность государственной поддержки развития туризма, которая преимущественно идет по двум направлениям: создание нормативной правовой среды и, для конкретных ситуаций, применение системы льгот. Расчеты показывают, что каждый рубль, вложенный в развитие туризма дает отдачу не менее 7 - 8 рублей за короткий период времени, учитывая высокую скорость оборачиваемости капитала на предприятиях туризма.

Наши рекомендации