Денежный поток от финансовой деятельности

Денежные потоки от финансовой деятельности в большой степени формируются при выработке схемы финансирования и в процессе расчета эффективности проекта. Поэтому исходная информация ограничивается сведениями об источниках финансирования: об объеме и акционерного капитала, субсидий и дотаций, а также об условиях привлечения заемных средств (объем, срок, условия получения, возврата и обслуживания) — таблица П3.7. Распределение по шагам может при этом носить ориентировочный характер.

Денежные поступления и платежи в российской и иностранных валютах рекомендуется отражать в расчетах отдельными строками.

Исходные данные для примеров

Для примеров в рекомендациях примем следующие исходные данные (см. таблицу)

Таблица 3.1

Исходные данные для примеров.

№№ строк Показатель Номера шагов расчетного периода (m) Всего
Рыночная цена продукции (С НДС) 0,0 88,5 147,5 147,5 118,0 206,5 206,5 177,0 1 091,5
рыночная цена материалов и комплектующих в составе текущих затрат 0,0 41,3 47,2 7,2 47,2 53,1 53,1 53,1 302,2
заработная плата 0,0 10,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 100,0
работы по демонтажу, консервации, ликвидации и реализации основных средств 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 47,2 47,2
Рыночная цена капитальных активов (с НДС) 153,4 82,6 0,0 0,0 70,8 0,0 0,0 0,0 306,8
Остаточная стоимость при ликвидации проекта*               16,5  
  Налоги                  
Баланс НДС в проекте -23,4 30,6 15,3 15,3 10,8 23,4 23,4 11,7 107,1
  полученный                  
от выручки 0,0 13,5 22,5 22,5 18,0 31,5 31,5 27,0 166,5
возвращенный за капиталовложения 0,0 36,0 0,0 0,0 10,8 0,0 0,0 0,0 46,8
  уплаченный                  
за материальные затраты в составе текущих затрат 0,0 6,3 7,2 7,2 7,2 8,1 8,1 15,3 59,4
в том числе, за работы по ликвидации 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 7,2 7,2
за капиталовложениям 23,4 12,6 0,0 0,0 10,8 0,0 0,0 0,0 46,8
ЕСН+страхование 0,0 2,7 4,1 4,1 4,1 4,1 4,1 4,1 27,0

* Равна (1+ставка НДС)´(остаточная стоимость при коммерческом расчете)

В этой таблице принято, что ставка НДС составляет 18%, ставка ЕСН + обязательного страхования равна 27%. Норма амортизации (износа) принята равной 15%. Работы по демонтажу и консервации основных фондов осуществляются внешней организацией, в оплату которой включается НДС (по ставке 18%)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Этот блок состоит из четырех разделов: раздела 4 “Оценка общественной эффективности инвестиционного проекта”, раздел 5 “Оценка эффективности участия в проекте для предприятий и акционеров”, раздел 6 “Оценка эффективности участия в проекте для структур более высокого уровня” и раздел 7 “Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта”.

В разделе 4 показатели общественной эффективности определяются на основании денежных потоков только от инвестиционной и операционной деятельности, схема финансирования проекта здесь не учитывается.

В разделах 5‑7 в той или иной степени используется схема финансирования проекта, учетная политика предприятия и другие элементы организационно-экономического механизма реализации проекта. В случае, если организационно-экономический механизм реализации проекта не сформирован или сформирован недостаточно детально, рекомендуется формировать и детализировать его в процессе выполнения расчетов.

Методы оценки, изложенные в данном блоке, ориентированы на детерминированную ситуацию, когда имеется полная и точная информация о всех параметрах проекта и условиях его реализации. Особенностям оценки эффективности с учетом факторов неопределенности и риска посвящен раздел 9.

ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Общие положения

При расчете показателей общественной эффективности:

· в составе оборотного капитала учитываются только запасы (материалы, незавершенная продукция, готовая продукция) и резервы денежных средств;

· исключаются притоки и оттоки, связанные с получением и погашением кредитов, предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются в пределах одной страны от одного участника проекта (включая государство) другому[14];

· при наличии информации в денежных потоках отражается стоимостная оценка последствий осуществления данного проекта в других секторах экономики, а также социальных и экологических последствий.

Производимая продукция (работы, услуги) и затрачиваемые ресурсы должны оцениваться в специальных общественных (“экономических”) ценах (см. раздел П1.5 Приложения 1). Временно, впредь до введения нормативными документами подобных цен или методов их установления, стоимостную оценку производимой продукции и потребляемых ресурсов рекомендуется производить на основе следующих положений.

1. Общественная цена товаров (работ, услуг) определяется “у ворот предприятия”. Для товара, потребляемого участником проекта, эта цена включает расходы по доставке товара от производителя до “ворот предприятия”.

2. Общественная цена товаров (работ, услуг) определяется по-разному, в зависимости от их роли во внешнеторговом обороте страны:

2.1. товары, которые экспортируются или могут экспортироваться — по цене ФОБ (“на границе”, т.е. без учета таможенных сборов, акцизов и расходов на доставку зарубежному потребителю) за вычетом расходов на транспортировку этой продукции от производителя до границы. В том же порядке определяется общественная цена отсутствующей на внутреннем и внешнем рынке продукции (в частности — новой, не имеющей аналогов), предназначенной для реализации на внутреннем и внешнем рынках; при этом цена ФОБ такой продукции устанавливается проектом с учетом результатов маркетинговых исследований или по согласованию с основными зарубежными потребителями;

2.2. импортируемые товары — по цене СИФ плюс расходы на страхование и транспортировку “от границы” до “ворот предприятия”;

2.3. импортозамещающие товары — по общественной цене замещаемого импортируемого товара (см. п.2.2), при необходимости — с корректировкой на различия в отдельных, например, качественных характеристиках;

2.4. товары, которые не могут экспортироваться или импортироваться, но имеют экспортируемые или импортируемые аналоги — по рыночной цене “у ворот предприятия”, умноженной на специальный коэффициент конверсии (соотношение общественной и рыночной цен товара-аналога или группы аналогичных товаров);

2.5. другие товары, которые не могут экспортироваться или импортироваться, а также инфраструктурные услуги (расходы на электроэнергию и топливо[15], воду, транспортировку, страхование и др.) — по рыночной цене, умноженной на стандартный коэффициент конверсии, принимаемый временно на уровне 1,15 (см. П1.5 Приложения 1).

Примечание. Все упомянутые выше внутренние цены и расходы, осуществляемые внутри страны, должны приниматься за вычетом входящих в них налогов (в том числе НДС и акцизов) и с увеличением их на размер субсидий и дотаций.

3. Затраты труда оцениваются суммой заработной платы персонала и расходов на социальное и медицинское страхование. При этом в расчет принимается средняя годовая заработная плата одного работника для региона, в котором осуществляются затраты труда, или для соответствующей отрасли производства[16]. В расходах на социальное и медицинское страхование учитываются расходы работодателя по добровольному страхованию своих работников, расходы по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве, а также включенные в состав единого социального налога расходы на обязательное социальное и медицинское страхование без учета регрессивной шкалы налогообложения предприятий (для 2008 года — 5% от суммы начисленной заработной платы). Общественная оценка затрат малоквалифицированного труда в регионах с высоким уровнем безработицы принимается на уровне доходов ограниченно занятого трудоспособного населения региона.

4. По проектам, обеспечивающим экономию свободного времени населения[17], эта экономия учитывается в стоимостном выражении, для чего используется соответствующий норматив общественной стоимости 1 человеко-часа свободного времени (для предварительных расчетов его можно принимать на уровне 50-100% средней часовой заработной платы по контингенту пассажиров данного вида транспорта или пользователей данным видом связи).

5. По проектам, связанным с возможностью гибели людей или уменьшающим такую возможность (например, проекты строительства зданий в сейсмоопасных зонах или проекты улучшения движения на автомобильных дорогах), соответствующие потери учитываются на основе “общественной” стоимости человеческой жизни. Впредь до утверждения соответствующих нормативно-методических документов она может приниматься в размере 10125 тыс. руб. (пятикратный минимальный размер обязательного страхования жизни пассажиров авиаперевозчиками).

6. Используемые природные ресурсы (земельные участки, лесные, водные ресурсы и др.) оцениваются по их рыночной стоимости, а при ее отсутствии — по кадастровой стоимости.

Наши рекомендации