Оценка риска кассовых операций
В целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Национальным банком устанавливаются экономические нормативы для банков.
Если обратиться к балансу банка, то наличные денежные средства — это активы, учитываемые в первом классе плана счетов, а поскольку структура плана счетов по активу построена с учетом степени убывания ликвидности , то можно в полной мере наличные денежные средства назвать высоколиквидным активом , что означает обеспечение своевременного выполнения банком своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
Среди экономических нормативов существует понятие «операционный риск», т.е. вероятность возникновения потерь или убытков в результате несоответствия внутренних требований, процедур и систем, установленных банком, осуществляемой им деятельности или в результате действий работников, внутренних систем и процессов, не отвечающих установленным требованиям, а также в результате воздействия внешних событий.
Кассовые операции наиболее подвержены операционному риску, поскольку несоблюдение требований по обеспечению сохранности денежных средств и ценностей, несвоевременное, неправильное и неполное оприходование и выдачу из кассы наличных денег и ценностей может повлечь за собой хищения и просчеты.
Основные нарушения (злоупотребления, хищения, ошибки) в области кассовых операций могут иметь классификацию, представленную на рис.1.:
1. Устройство и оборудование кассовых узлов | Несоблюдение технических требований на проектирование и устройство кассовых узлов |
2. Обеспечение условий для работы | Недостаточное оснащение рабочего места кассира | |
Размещение и оборудование помещений кассового узла не соответствует требованиям |
3. Организация кассовой работы | Отсутствие приказов о создании касс | |
Отсутствие протоколов о приеме зачета | ||
Отсутствие договора о материальной ответственности | ||
Отсутствие приказа о назначении лиц, ответственных за сохранность ценностей | ||
Отсутствие журналов регистрации печатей, штампов |
4. Оформление кассовых документов | Отсутствие приказа об оформлении кассовых операций расчетно-кассовыми документами | |
Формирование папки с кассовыми документами производится с нарушениями |
5. Обработка, формирование и упаковка денежной наличности | Накладки, бандероли не соответствуют требованиям | |
Не составляются акты на неплатежные, сомнительные банкноты |
6. Работа операционной кассы | Неправильное или неполное заполнение отчетных справок, журналов, книг |
7. Хранение ценностей | Оборудование кладовой не соответствует требованиям | |
Процедура открытия и закрытия кладовой не соблюдается | ||
Размещение ценностей в кладовой не соответствует требованиям |
8. Ревизия ценностей | Отсутствуют приказы о проведении ревизии | |
Контрольный полистный пересчет не проводится |
9. Проверка других участков кассовой работы | Несоблюдение пропускного режима | |
Учет и хранение оружия не соответствует требованиям | ||
Проведение внезапных проверок не планируется |
Рис.1. Классификация нарушений в области кассовых операций
Типичными ошибками, которые выявляются аудиторами при проведении аудита кассовых операций являются:
· несоответствие , проводимых кассой, операциям, указанным в приказе;
· неправильное составление описей и сопроводительных писем о сдаче дубликатов ключей либо их отсутствие;
· несоблюдение кассирами правил сохранности ценностей, выражающиеся в том, что при отсутствии на рабочем месте в замочной скважине сейфа остаются ключи, не убирается со стола денежная наличность и кассовые документы;
· нарушение периодичности проведения ревизий;
· неправильное отражение в бухгалтерском учете обнаруженных недостач и излишков;
· нарушение условий проведения контрольного полистного (поштучного) пересчета ценностей;
· неправильное оформление документов о выявленных недостачах и излишках;
· несоответствие произведенной сверки с данными книг учета и ежедневным балансом;
· при совершении расходных операций кассиры производят обмен денежной наличности одного достоинства на другие, производят операции, по которым клиент не вносит денежную наличность и предъявляет одновременно приходный и расходный кассовые документы;
· не соблюдаются сроки проведения пересчета ценностей, находящихся в хранилище;
· документы передаются в кассу клиентами.
Вопросы для самопроверки:
1. Цель проведения проверки кассовой работы.
2. Основные направления проверки кассовой работы.
3. Процесс проверки организации кассовой работы.
4. Процесс проверки приходной и расходной кассы.
5. Типичные ошибки и нарушения, обнаруженные при проверке кассовой работы.
6. Основания для проведения ревизии ценностей.
7. Периодичность проведения ревизии ценностей.
8. Порядок назначения должностных лиц в состав ревизионной группы.
9. Порядок проведения ревизии ценностей.
10. Порядок составления акта ревизии.
11. Порядок документального оформления обнаруженных недостач и излишков.