Система финансового права

Являясь составной частью единой системы национального права, финансовое право само представляет сложную систему, складывающуюся в процессе дифференциации и интеграции входящих в его состав правовых норм.

Несмотря на то, что в настоящее время многие институты финансового права как отрасли права приобрели в научных кругах устоявшийся характер, по-прежнему можно считать незаконченным структурирование финансового права. Являясь, пожалуй, самой динамично развивающейся отраслью права, финансовое право перманентно находится в процессе как выделения, так и включения в него самостоятельных законодательных массивов, что приводит к «размыванию» границ финансовых правоотношений.

Финансовое право является сложным правовым образованием, включающим большое количество правовых норм, что вызывает потребность во внутреннем его структурировании, т.е. в существовании в виде определенной системы. Система финансового права - это его внутреннее строение, объединение финансово-правовых норм в определенной последовательности, обусловленной системой общественных отношений, складывающихся в сфере финансового деятельности государства.

Следует отметить, что классическое деление финансового права на Общую и Особенную части впервые было предложено Р.О. Халфиной, которая различала общую и специальную части данного правового образования, состоящих, в свою очередь, из соответствующих разделов [Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы административного и финансового права. – М., 1952. – С. 201].

В то же время в советский период развития финансового права существовала точка зрения, отрицающее выделение Общей и Особенной частей финансового права. Например, Е.А. Ровинский в рамках определенных достижений дискуссии о системе права (разрешение проблемы правового института (вообще) и смешанного (комплексного) института, в частности), построение системы финансового права осуществлял посредством выделения двух видов юридических институтов: 1) единые институты, охватывающие своим регулированием весь комплекс отношений, подлежащих финансово-правовому воздействию; 2) смешанные (комплексные) институты, в которых данный комплекс финансовых отношений, в порядке последовательности их возникновения, регулируется не только финансовым правом, но и другими отраслями [Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. – М., 1960. – С. 92].

В свое время, при построении системы финансового права Т.С. Ермакова отказалась от общепринятой градации финансового права на общую и особенную части, предложив его деление на три правовые подотрасли (система норм, регулирующих отношения в области финансов предприятий и отраслей хозяйства; система норм, регулирующих общегосударственные финансы; система норм, регулирующих отношения в области кредита), в рамках которых происходит дальнейшее их структурирование на правовые институты [Ермакова Т.С. О системе советского финансового права // Правоведение. – 1975. – № 2. – С. 76].

В настоящее время К.С. Бельский, отказавшись от деления финансового права на Общую и Особенную части, распределение финансово-правовых норм осуществляет по подотраслям (бюджетное право, налоговое право, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право) и правовым институтам (государственные кредит, лотереи, ценные бумаги и комплексные институты) [Бельский К.С. Система финансового права // Финансовое право: учебник / Под ред. С.В. Запольского. – М., 2006. – 47–49].

Современный период развития финансового права характеризуется практически единообразным подходом в вопросе структурирования Общей части финансового права, к которой относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы, методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, а также отношения в сфере финансового контроля.

В то же время некоторые авторы отвергают существование у финансового права Общей части в рамках процессов, происходящих внутри финансового права по обособлению бюджетного и налогового права и трансформации финансового права в некое комплексное правовое образование. Так, Н.А. Шевелева считает, наличие двух самостоятельных образований в системе финансового права (бюджетное и налоговое право) не позволяет говорить о существовании Общей части финансового права в традиционном ее понимании. Отнесение к Общей части норм, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля, весьма проблематично. Во-первых, не существует нормативных актов, которые закрепляли бы формы и методы финансовой деятельности государства, во-вторых, не существует абстрактного финансового контроля, а есть налоговый или бюджетный, в-третьих, бюджетное и налоговое право имеют свои общие части [Шевелева Н.А. Финансовое право: новый этап развития // Правоведение. – 2002. – № 5. – С.11–12].

Некоторые ученые допускают инвариантность при выделении конкретных институтов Общей части финансового права, предлагая существенным образом ее скорректировать. Так одни авторы относят к Общей части вопросы регулирования зарубежных финансовых институтов [Финансовое право: учебник / Под ред. М.М. Рассолова. – М., 2001. – С. 14–15; Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – 2-е изд. – М., 2007. – С. 29]. Отдельные автора скептически относятся по поводу включения Общую часть финансового права финансового контроля в контексте первичности финансовой деятельности, после осуществления которой и должны осуществляться контрольные мероприятия [Бельский К.С. История создания кафедры финансового права / Международная научно-практическая конференция «Финансовое право в условиях рынка в ХХI веке» // Государство и право. – 2005. – № 4. – С. 108–109]. Развивая данную мысль, Е.М. Ашмарина считает целесообразным рассматривать финансовый контроль в виде комплексного внутриотраслевого раздела, включающего институты общей и особенной частей финансового права; при этом к общей части должны относится нормы, устанавливающие общие положения и начала в области финансового контроля, а к особенной – нормы, регулирующие методы и процедуры отдельных видов финансового контроля (бюджетного, налогового, валютного, банковского и др.) [Ашмарина Е.М. Структура финансового права РФ на современном этапе // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 91]. Такой же позиции придерживаются и другие ученые [Клещенко Ю.Г., Савченко М.М. Место и роль государственного финансового контроля в общей системе российского финансового права // Финансовое право. – 2003. – № 4. – С. 7].

А.И. Худяков полагает, что Общая часть финансового права имеет финансово-правовой институт «Правовые основы денежной системы», устанавливающий денежную систему страны и обеспечивающий ее надлежащее функционирование в интересах общества и государства. При этом объектом регулирования данного института выступают три основные элемента: сама структура денежной системы; финансово-правовые аспекты организации денежного обращения; валютное регулирование [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. – Алматы, 2001. – С. 157–158]. Данный автор относит к Общей части финансового права финансовое устройство страны, которое включает в себя три взаимосвязанных друг с другом компонента (финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, выраженных соответствующим финансово-экономическим институтом; систему финансовых органов государства; финансовое регулирование), а также управление в области финансов которое как институт финансового права определяет систему финансовых органов государства и устанавливает их компетенцию [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы: ТОО «Баспа», 2001. С. 179–192].

Вопросы структурирования Особенной части являются продолжением дискуссии о круге тех общественных отношений, которые составляют предмет финансового права, в силу чего можно также вести речь о широкой и узкой трактовке Особенной части финансового права.

При узком подходе в Особенную часть финансового права включаются финансово-правовые нормы, которые не вызывают сомнения в их отраслевой принадлежности (например, бюджетное право), а нормы, которые вызывают определенные сомнения, группируются в достаточно крупные финансовые институты, в свою очередь, требующие научной аргументации их принадлежности к финансовому праву (например, валютное право). А.А. Тедеев, В.А. Парыгина справедливо отмечают, что структурные подразделения (институты, субинституты) особенной части финансового права в большинстве работ группируются в четыре подотрасли (раздела) финансового права: бюджетное право; налоговое право, право денежного обращения и валютное право [Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: учебник. – М., 2004. – С. 26]. В развитие данного подхода предлагается исключить часть правовых институтов, которые ранее входили в финансовое право. Так, Д.В. Винницкий в контексте рассмотрения процессов, характеризующих современный этап развития финансового права, говорит о выходе из сферы финансово-правового регулирования ряда институтов, ранее в нее включавшихся (банковское, страховое, валютное, правовое регулирование расчетов, рынка ценных бумаг, финансов государственных и муниципальных предприятий [Винницкий Д.В. Предмет и система финансового права на современном этапе // Правоведение. – 2002. – № 5. – С. 41–42].

Широкий подход предполагает включение в Особенную часть как традиционных финансово-правовых институтов, так и тех которые многими авторами рассматриваются в качестве самостоятельных, отличных от финансового права, правовых образований. Так Н.И. Химичева полагает, что в Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: бюджетной системы; внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; финансов государственных и муниципальных предприятий; государственных и муниципальных доходов; государственного и муниципального кредита; организации страхования; государственных и муниципальных расходов; банковского кредитования; организации денежного обращения и расчетов; валютного регулирования; государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг) [Химичева Н.И. Система и источники финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд. – М., 2008. – С. 61]. Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин выдвинули «гипотезу о формировании в системе права новой профилирующей отрасли права, имеющей своим предметом одновременно публичные и частные (точнее, корпоративные) финансы. Назвав данную новую отрасль права «новым финансовым правом», они определяют его систему как совокупность следующих структурных элементов: бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, фондовое право, законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательство о финансовом контроле и аудиторской деятельности, законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др. [Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. К новому финансовому праву // Финансовое право. – 2003. – № 6. – С. 11]. По мнению С.В. Запольского особенная часть финансового права состоит из шести крупных блоков (компонентов): эмиссионное право, бюджетное право, налогового право, страховое право, государственный долг и государственный кредит, сберегательное дело [Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. – М., 2008. – С. 95].

Д.В. Винницкий считает, что дальнейшее развитие финансового регулирования как самостоятельной сферы, координирующей и управляющей системами налогового, бюджетного, банковского и иных видов регулирования, нуждается в неординарных подходах. Одним из возможных путей в современных условиях указанным автором видится развитие финансового права как макроотрасли. Как отмечает автор, финансовое право в точном смысле можно было бы представить как некоторый аналог конституционного права для группы отраслей финансово-правового цикла. При таком подходе финансовое право не объединяет налоговое, бюджетное, банковское, валютное право (иные области) путем механического поглощения по предметному критерию, оно самостоятельно по отношению к ним и интегрирует их на основе общности их функциональных задач, скоординированных принципами единой финансовой политики [Винницкий Д.В. Финансовое право в современных условиях: традиции и новации // Финансовое право. – 2006. – № 8. – С. 12–13].

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая особенности развития финансовой системы Республики Беларусь в агрегированном виде к Особенной части финансового права следует отнести: бюджетное право как подотрасль; налоговое право как подотарсль; государственный кредит как финансово-правовой институт; правовые основы денежного обращения и валютного регулирования как финансово-правовой институт.

Следует отметить, что в контексте современного этапа развития финансового права, характеризующегося большим разнообразием научных подходов в вопросе выделения подотраслей и институтов финансового права, зачастую являющихся внутренне-интеллектуальным отображением умозаключений тех или иных авторов, нельзя подходить с догматической точки зрения по данному вопросу, а воспринимать их в виде ориентира как в учебных целях, так и в научных изысканиях.

Наши рекомендации