Понятие предмета и метода финансового права. Отграничение финансового права от смежных отраслей права.

Понятие предмета и метода финансового права. Отграничение финансового права от смежных отраслей права.

Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Предметом финансового права, являются следующие группы финансовых отношений, возникающие:

· между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

· между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами – с другой

· между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами – с другой

· и тд

Метод – это совокупность приемов и способов регулирования отношений. Основным методом правового регулирования этих отношений является метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления (императивный). При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Помимо названного основного метода, в финансовом праве развиваются и иные способы регулирования – рекомендации, согласования, договоры.

Сходство финансового права с конституционным правом и административным правом по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Конституционное право, являясь ведущей отраслью права, закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, которые возникают в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.

Виды и методы финансового контроля

· Взавис от вр проведения:

o Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

o Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций

o Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций.

· В завис от сферы деятельности: подведомственный и внутриведомственный.

· В завис от волеизъявления субъектов: обязательный и инициативный.

Существуют следующие методы финансового контроля:

· ревизии; Основной метод финансового контроля –наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

· проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.); Срок проведения ревизии – не более 30 дней.

· рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;

· заслушивание докладов, информации должностных лиц и др.

Понятие бюджета и его виды

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет— важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

1.Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.

2.бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). Как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

3.бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Предназначены для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит.

Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация— группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная классификация РФ включает:

· классификацию доходов бюджетов: налоговые доходы, неналоговые, безвозмездные перечисления, перечисления от госбюдж фондов

· классификацию расходов бюджетов: нац оборона, междунардеят, промыш, строительство, энергетика, соц полит, регион разв, культура и искусство, здравоохр, СМИ, транспорт, погашение гос долга и др.

· классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов - это органы государственной власти, имеющие право осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

· классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления — КОСГУ).

Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода.

Бюджетное правило.

бюджетное правило — правило российского бюджета, которое определяет максимальный уровень бюджетных расходов исходя из цены на нефть с целью снизитьпроцикличность бюджетной политики РФ.

При этом в бюджет закладывается цена нефти за прошлые годы, — сначала за 5 лет, потом постепенно период увеличивается до 10 лет, а не прогноз министерства. Если цена на нефть >расчетной, то излишек доходов складывается в резервный фонд, пока его объем не достигнет 7%ВВП. После того, как излишек достигает 7% ВВП, он делится поровну между фондом нац. благосостояния и инфраструктурными проектами.

«расходы не могут превышать расчетную величину доходов увеличенную на дефицит бюджета в 1% от ВВП».

Госдума приняла закон о бюджетном правиле в конце 2012 года.

Влияние бюджетного правила на экономику РФ:

· снижает рост, так как ограничивает расходы

· правило изымает деньги из экономики, которые замещаются кредитами, спрос на деньги растет => ставки растут

· в то же время, бюджетное правило должно создавать резервы, которые смогут обеспечить поддержку экономике в трудные времена.

23. Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

· вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; на газ природный; на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ средства Фондов могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте (доллар США, евро, фунт стерлингов). Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке РФ.

Фин-правовой режим гос внебюджетных фондов. Общие положения

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные фонды денежных средств управляются органами государственной власти Российской Федерации и предназначены для реализации конституционных прав граждан на соцобеспеч по возрасту, по болезни, инвалидности , потери кормильца, в случ безработицы.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

· - Пенсионный фонд Российской Федерации;

· - Фонд социального страхования Российской Федерации;

· - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды имеют своей целью содействие развитию или материальной поддержки специфических социально-экономических или культурных сфер общественных отношений. Фонды имеют самостоятельное значение, источники их формирования обособлены от источников формирования бюджета РФ и территориальных бюджетов.

Как и бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды (их формирование, отпуск средств из этих фондов, определение объектов финансирования) находятся под контролем финансовых органов.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Понятие предмета и метода финансового права. Отграничение финансового права от смежных отраслей права.

Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Предметом финансового права, являются следующие группы финансовых отношений, возникающие:

· между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

· между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами – с другой

· между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами – с другой

· и тд

Метод – это совокупность приемов и способов регулирования отношений. Основным методом правового регулирования этих отношений является метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления (императивный). При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Помимо названного основного метода, в финансовом праве развиваются и иные способы регулирования – рекомендации, согласования, договоры.

Сходство финансового права с конституционным правом и административным правом по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Конституционное право, являясь ведущей отраслью права, закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, которые возникают в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.

Наши рекомендации