Инфраструктурно-институциональные основы развития финансовой системы
Инфрастр-ра фин.рынка предполагает сущ-ие орг.взаимосвяз.систем, кот. обслуж-ют потоки рес-ов, инф-ии и услуг фин.хар-ра, перемещающихся в пределах систем под воздей-ем таких рын.стимулов как взаим. поиск друг друга. Виды: 1. Инф.инфрастр-ра - предст-на совок-ью фин. органов, фин. службами, ведомств, кот. обесп-ют уч-ов фин.рынка необход.инф-ей (органы статист-ки). 2. Операц.инфрастр-ра - вкл-ет тех суб-ов, кот.выполняют ф-ии посредников на фин.рынке (биржи), кот. предост-ют услуги разным суб-ам в сфере фин.дея-ти (ауд. фирмы). 3. Регулир.инфрастр-ра – предст-на органами рег-ия фин.рынка (ЦБРФ, Прав-во). Ф-ии инфрастр-ры: 1) предост-ие разл.видов рес-ов; 2) купля-продажа разнообр.товаров; 3) обесп-ие суб-ов рынка инф-ей; 4) повышение эфф-ти работы суб-ов регулируемых рын.отн-ий в рез-те их спец-ии; 5) орг.-прав.оформление регулируемых рын.отн-ий; 6) отражение эк.конъюнктуры в целом и важн.видов рынков в частности; 7) содей-ие процессу гос. рег-ия эк-ки и контроля над рын. процессами. В наст. время в России наблюд-ся недостат. развитие инфрастр-ры фин. рынка. В рамках решения задачи по обесп-ию эфф-ти инфрастр-ры фин. рынкапредусм-ся: унификация рег-ия всех сегментов орг.фин.рынка; создание нормат.-прав.и орг.условий для возм-ти консолидации бирж. и расчетно-депозитарной инфрастр-ры; создание четких прав.рамок осущ-ия клиринга обяз-тв, форм-ия и капитализации клиринг.орг-ий фин.рынка, функц-ия института центр.контрагента; повышение уровня предост-ия услуг по учету прав собств-ти на ЦБ и иные фин. инстр-ты. Нормат.-прав.обесп-ие: ФЗ "О рынке ценных бумаг" направлен на увеличение количества финансовых инструментов, обращающихся на финансовом рынке, упрощение процедур привлечения инвестиционных средств на финансовом рынке российскими предприятиями и установление порядка эмиссии и обращения биржевых облигаций; ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" направлен на совершенствование регулирования эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг; ФЗ "О рынке ценных бумаг" направлен на создание регулятивной основы для выпуска российских депозитарных расписок; ФЗ "Об инвестиционных фондах" направлен на совершенствование системы инвестирования с использованием механизмов паевых инвестиционных фондов, обеспечение широкого привлечения в экономику стратегических инвестиций, повышение прозрачности деятельности управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов. Фин. безопасность государства - основное условиеего способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Фин. безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему; предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, "бегство капитала" из реального сектора экономики; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях. Основные причины возникновения внешних угроз финансовой безопасности России: стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства; постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне, так и на глобальном уровне; растущая автономизация субгосударственных субъектов, располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран; высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий; многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма. Фин. грамот-ть м\опр-ть как спос-ть принимать обоснов.решения и совер-ть эфф.дей-ия в сферах, имеющих отн-ие к упр-ию фин-ми, для реал-ии жизн. целей и планов в текущий момент и буд. периоды. Фин. грамот-ть – сложная сфера, предполагающая понимание ключ. фин. понятий и исп-ие этой инф-ии для принятия разум.решений, способствующих эк.безопас-ти и благосост-ию людей. К ним отн-ся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соотв.фин. инстр-ов, план-ие бюджета, накопление ср-тв на буд.цели На 1 план в обесп-ии развития фин. сектора как ключ.эл-та нац. эк-ки выходят отн-ия доверия, выступающие неотъемл. связующим звеном м\д суб-ми фин.рынка. Перспективы развития росс.фин. рынка напрямую зависят от кач-ва оказыв.фин. услуг, генерируемых фин. институтами, и степенью фин.-эк. доверия, присущего этим институтам. Наличие фактора доверия в эк. сис-е яв-ся существ.компонентом стабил.взаимодей-ия фин.стр-ур и населения. Доверие уч-ов фин.рынка, обеспечивающее нормал. функц-ие фин. сферы, яв-ся частным прояв-ем опыта институц. доверия, накопленного в об-ве. Поведенческие финансы — направление финансового менеджмента, учитывающее иррациональную природу поведения инвесторов и финансистов на рынке в условиях неопределенности и риска при принятии решений финансово-инвестиционного характера. Основным достижением поведенческих финансов можно назвать осознание того факта, что в области финансов, как и во всех остальных областях своей деятельности, люди принимают решения и действуют под влиянием сложившихся стереотипов, иллюзий восприятия, предвзятых мнений, ошибок в анализе информации и самых обыкновенных эмоций.