Макроэкономические условия развития финансовой системы РФ, прогнозы развития.

1992—1999. В 1990-х годах экономика страны пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции, снижением инвестиций, дефицитом товаров, нарастанием внешнего долга, бартеризацией экономики, уменьшением доходов населения и многими другими негативными явлениями. В период десятилетия были осуществлены ряд экономических реформ, в том числе либерализация цен и внешней торговли, массовая приватизация. Одним из результатов реформ стал переход экономики страны от плановой к рыночной.

С 2000 года в экономике России отмечался рост, промышленного и сельхоз производства, строительства, реальных доходов населении. Происходило снижение доли населения, живущего ниже уровня бедности.

В 1990-е годы уровень налогообложения физических и юридических лиц в России был завышенным и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства, предприятия занимались массовым уклонением от налогов. В 2000-е годы: была установлена плоская шкала подоходного налога с физ лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого соц налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15).

К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.

В 2007 год российские золотовалютные резервы на 5 января 2007 года, составляли $303,9 млрд. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии.

Финансово-экономический кризис 2008-2010 годов в России.

Для России кризис выразился в падении фондового рынка, обесценивании российской валюты, снижении промышленного производства, объёма ВВП, доходов населения, а также росте безработицы. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза.

По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,5 %. Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС.

В 2011 году рост ВВП России составил 4,3 %. Инвестиции в российскую экономику достигли рекордного за последние 20 лет уровня в 370 млрд долларов за год. Темпы инфляции опустились до рекордно низкого уровня со времён распада СССР (6,6 %).

С 1 января 2012 года начало работу Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. 22 августа того же года Россия вступила во ВТО. По итогам 2012 года рост экономики начал замедляться и составил 3,3 %, инфляция — 6,6 %. Всего за 2012 год российское промышленное производство выросло на 2,6 % (для сравнения, за 2011 г. — на 4,7 %, в 2010 году — на 8,2 %).

В 2013 году экономический рост в России снизился под влиянием структурных проблем и снижения инвестиционной активности. Рост ВВП составил 1,3 %, инфляция — 6,5 %, рост промышленности — 0,8 %. Отток капитала из России за 2013 год составил $61 млрд. В 2014 году стагнация экономики продолжилась. В 2014 году экономический рост в России составил 0,6 %, инфляция составила 11,4 %, рост промышленного производства составил 1,7 %. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 млрд. В декабре 2014 года, с обвальным падением курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался валютный кризис, вызванный введением экономических санкций и падением цен на нефть и способствовавший дальнейшему спаду в экономике. За первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5 %.

Ослабление рубля стало одним из основных факторов увеличения инфляции и, как следствие, способствовало снижению реальных располагаемых доходов населения и долговременному охлаждению потребительского спроса. По итогам 2015 года, инфляция в России выросла до 12,91 %.

Прогноз сценарных условии и основных макроэкономических параметров соц-эконом развития РФ на 2017-2019 гг.

Ожидается, что начиная с 2017 года, восстановится положительная динамика инвестиций в основной капитал и рост доходов населения, что будет способствовать росту инвестиционного и потребительского спроса при сохранении положительной динамики внешнеэкономического спроса. В 2017 году рост ВВП прогнозируется темпом 0,8 %, в 2018 году – 1,8 % и в 2019 году – 2,2 процента. Федеральный бюджет, по оценке Минэкономразвития России, будет дефицитным на протяжении всего периода 2016 – 2019 гг. во всех вариантах прогноза (базовый, консервативный, целевой).

Сокращение нефтегазовых доходов потребует активизации работы по повышению эффективности гос расходов. В связи с этим задачу ежегодного сокращения расходов федерального бюджета не менее чем на 5 % в реальном выражении за счет неэффективных затрат предлагается распространить на период 2018 и 2019 годов. Кроме того, с целью неувеличения налоговой нагрузки на экономику и возможного сохранения средств бюджетных фондов необходимо:– привлечение внутренних и внешних заимствований, приватизация гос имущества.

Снижение инфляции до 4 % в 2017 году предполагает сдерживание внутреннего спроса. Начиная с 2018 года, с учетом снижения процентной ставки и создания благоприятных условий для кредитования бизнеса, начала реализации крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы роста ВВП будут непрерывно возрастать и достигнут 4,5 % в 2019 году.

Наши рекомендации