Институциональные основы системы экономической безопасности

Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных соци­ально-экономических интересов страны на основе построения высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финан­совая система, агропромышленный комплекс, производствен­ная и социальная инфраструктуры, регионы, население и тру­довые ресурсы и др.

Субъектами экономической безопасности является государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственно­го, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.

Реализация системы экономической безопасности требует четкой организационной структуры и распределения функций и полномочий различных органов вертикали и горизонтали го­сударственной власти.

Общее руководство системой обеспечения национальной без­опасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь наделен следующими полномочиями:

§ формировать и руководить деятельностью Совета безопасности Республики Беларусь;

§ определять стратегии внутренней и внешней безопасности, меры по обеспечению социально-политической и экономической стабильности в обществе; организовывать деятельность по защите суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной целостности;

§ контролировать и координировать деятельность государственных органов по обеспечению безопасности;

§ издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь; обеспечивать их исполнение.

Основной функцией Национального собрания Республики Беларусь является разработка системы правового регулирова­ния отношений в сфере безопасности, принятие соответствующих законов.

Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Республики Беларусь; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики; организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению экономической безопасности министерствами, комитетами, иными подведомственными ему органами управления.

Координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению национальной, в том числе экономической, безопасности Совет безопасности Республики Беларусь, председателем которого является Президент Республики Беларусь.

Совет безопасности Республики Беларусь осуществляет подготовку решений Президента Республики Беларусь в сфере национальной безопасности и отвечает перед ним за организацию деятельности по защите жизненно важных национальных ин­тересов страны от внешних и внутренних угроз.

При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Президента создана Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов Республики Беларусь в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.

Комиссия дает заключения на проекты республиканских научно-технических, социально-экономических и других целевых программ, а также осуществляет по поручению Президента Республики Беларусь и Совета безопасности экспертизу про­ектов решений государственных органов и иных организаций в части, касающейся обеспечения экономической безопасности.

Значительный объем работ по экономической безопасности сосредоточен в структурах Правительства Республики Беларусь. Головной структурой, которая осуществляет координацию работы министерств и других республиканских органов управления по вопросам внутренней и внешней экономической политики, является Министерство экономики.

Продовольственная безопасность во многом зависит от развития агропромышленного комплекса, стратегия и регулирование деятельности которого определяются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Вопросы производственной безопасности должны решать Министерство промышленности, Государственный военно-про­мышленный комитет, а также государственные отраслевые концерны, объединяющие предприятия отдельных отраслей промышленности («Белгоспищепром», «Белнефтехим», «Беллегпром», «Белместпром», «Белбиофарм», «Беллесбумпром»).

Вопросами энергетической безопасности призваны заниматься прежде всего Министерство энергетики и депортамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации.

Инфраструктурную безопасность должны обеспечить Министерство транспорта и коммуникаций (департамент по авиации, департамент «Белавтодор», Белорусская железная дорога, Министерство связи и информатизации, а также Министерство строительства и архитектуры).

Головными организациями по обеспечению инновационной безопасности являются Национальная академия наук Беларуси и Государственный комитет по науке и технологиям.

За внешнеэкономическую безопасность несут ответственность Министерства экономики, иностранных дел, торговли, Государственный таможенный комитет.

Все вопросы, связанные с финансовой безопасностью, регулированием дефицита государственного бюджета, внутренней и внешней задолженностью государства, контролируются Министерством финансов Республики Беларусь.

Вопросы валютной безопасности, золотовалютных резервов, регулирование валютного рынка и, соответственно, валютного курса находятся в компетенции Национального банка Республики Беларусь. Валютный контроль осуществляется Государственным таможенным комитетом, Комитетом государственного контроля, банковской системой.

Главную роль в обеспечении экологической безопасности играют Министерства: природных ресурсов и охраны окружающей среды, лесного хозяйства; по чрезвычайным ситуациям, а также Государственный комитет по имуществу.

Координацию мероприятий по обеспечению демографической безопасности осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Различные аспекты социальной безопасности обеспечивают министерства: образования, здравоохранения, культуры, труда и социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, спорта и туризма.

Существенную роль в обеспечении экономической безопасности играют Министерство по налогам и сборам, Комитет по материальным резервам при Совете Министров Республики Бе­ларусь, а также местные исполнительные и распорядительные органы.

Для обеспечения экономической безопасности важное значение имеет организация борьбы с экономической преступностью, которая проявляется в нарушении прав человека в сфере экономической деятельности, усилении потенциала организованной преступности, расширении и углублении процесса криминализации экономических отношений, контроле и активном использовании преступными группировками в своих интересах деятельности предпринимателей, отдельных банковских структур, проникновении коррупции в разные сферы деятельности органов власти, управления и правоохранительных органов.

Для обеспечения экономической безопасности необходима разработка механизма ее реализации, т.е. системы организационно-экономических и правовых мер воздействия на предотвра­щение экономических угроз.

Меры по обеспечению экономической безопасности – это целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов по недопущению негативных явлений и процессов в сфере экономики.

Экономическая безопасность обеспечивается соответствующими субъектами и методами: экономическая безопасность государства – органами государственной власти и управления; экономическая безопасность субъектов хозяйствования – руководителями и соответствующими службами предприятий, организаций или индивидуальными предпринимателями.

Одной из основных форм обеспечения экономической безопасности является разработка и реализация национальной, а также отраслевых и региональных программ экономической безопасности в отдельных ее сферах.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Республики Беларусь, разрабатываются во всех прогнозах и программах социально-экономического развития страны и являются важнейшей составной частью мероприятий по их реализации.

Важное значение имеет объективный и всесторонний мони­торинг экономики и общества по выявлению и прогнозированию внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности. Мониторинг позволяет объективно оценить и контролировать состояние экономической безопасности Беларуси по опре­деленным научно обоснованным критериям. Такими критерия­ми являются количественные и в определенной мере качествен­ные параметры, или пороговые значения состояния экономики. Приближение к предельно допустимым значениям свиде­тельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а их превышение – о вступлении общества в период нестабильности и социальных конфликтов, об эко­номическом кризисе, что является серьезной угрозой нацио­нальной безопасности страны.

Главным фактором обеспечения экономической безопасно­сти Республики Беларусь является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности. Для этого необходимо, во-первых, со­хранить приоритетное развитие отраслей и производств, имею­щих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способ­ных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий; во-вторых, необходимо развивать национальную экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и других глобализационных процессов.

Вопросы:

1. Что понимаем под национальной безопасность.

2. Что такое экономическая безопасность и основные ее виды.

3. Назовите внешние и внутренние угрозы экономической безопасности.

4. Что такое производственная безопасность.

5. Что представляет продовольственная безопасность.

6. Что представляет энергетическая безопасность.

7. Что определяет инфраструктурную безопасность.

8. Что определяет внешнеэкономическую безопасность.

9. Назовите роль государственных институтов в обеспечении национальной безопасности.

Примерные темы рефератов.

1. Критерии оценки экономической безопасности Республики Беларусь.

2. Динамика развития показателей экономической безопасности в республике.

3. Стратегия развития экономической безопасности Республики Беларусь.

4. Экономическая безопасность как составляющая экономической безопасности республики.

5. Формирование институтов, обеспечивающих экономическую безопасность.

Дополнительная литература.

1. Белорусова Н.Л. Угрозы и критерии оценки экономической безопасности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2008. - № 4. С. 26-30.

2. Вольская А.А. Возможности финансовой сферы в обеспечении экономического роста Беларуси // Экономический бюллетень. – 2009. - № 1. – С. 68-79.

3. Матяс А., Костромичева Э., Семченко К. Слагаемые безопасности // Беларуская думка. – 2008. – № 9. – С. 66-71.

4. Сенчагов В. Стратегические цели и механизмы обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. – 2009. - № 3. С. 18-23.

5. Экономическая безопасность т экономическая политика: учеб. Пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондарь, С.Н. Князева. – Минск: БГЭУ, 2007. – 423 с.

6. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade.php

ЛИТЕРАТУРА

1. Базылев, Н.И. Экономическая теория6 учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, - Минск: Современ. школа, 2008. – 640 с.

2. Беларусь и страны мира. Статистический справочник, Минск. 2006, 128 с.

3. Борисевич В.И. Планирование национальной экономики, отраслей, регионов, предприятий: справ. Пособие / В.И. Борисевич, А.И Ильин. – Минск: Современная школа, 2008. – 576 с.

4. Иващутин, А.Л. макроэкономика: учеб. Пособие / А.Л. Иващутин. – Минск: Амалфея, 2008. – 340 с.

5. Киреенко, Е.Г. Социально-экономическая география Республики Беларусь: учеб. Пособие / Е.Г. Киреенко, - Мн.: Аверсэв, 2003. – 400 с.

6. Козловский, В.В. Мировая экономика: социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / В.В. Козловский, Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. – 352 с.

7. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистем. 2008. – 304 с.

8. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования /Э.А. Лухоткина [и др.]; под ред. Э.А. Лухоткиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с.

9. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.а. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.], - Минск: БГЭУ. 2007. – 415 с.

10. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е Заяц [и др.]; под общ. ред Н.Е Заяц, Т.Е. Бондарь – 4-е изд. испр. и доп., - Минск: Выш. шк., 2007. – 316 с.

11. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы, направления развития. Мехарнизмы управления: Учеб. пособие /В.Н.Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Югданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.

12. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы, направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие /В.Н.Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под ред. д-ра экон наук, проф. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.

13. Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие / Д.А. Неверов. – Минск: БГЭУ, 2008. – 179 с.

14. Прогнозирование и планирование экономики: учебние / Г.А. Кандаурова [и др.]; под общ. Ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. Мн.: Современная школа, 2005. – 476 с.

15. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008. Минск, 2008. – 600 с.

16. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; под ред. М.И. плотницкого. – Мн.: Книжный дом Минсанта, 2005. – 336 с.

17. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade.php.

Наши рекомендации