Государственный надзор за страховой деятельностью
В страховом деле, созданном на коммерческой основе, не- обходим государственный надзор за страховой деятельностью, который осуществляется в целях соблюдения требований за- конодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, стра- ховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
1 Российский статистический ежегодник. 2004, с. 514; 2006, с. 645; 2007, с. 617.
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации в настоящее время осущест- вляется Федеральной службой страхового надзора,находящей- ся в ведении Министерства финансов РФ.
До 1996 г. службу государственного надзора за страховой деятельностью в России возглавлял федеральный орган уп- равления — Росстрахнадзор. Однако за последние годы Росст- рахнадзор как самостоятельный орган исполнительной власти показал недостаточную эффективность. Указом Президента РФ от 29 ноября 1996 г. № 1611 функции Росстрахнадзора были переданы Министерству финансов Российской Федерации. В составе Министерства финансов РФ был образован Департа- мент страхового надзора.
Постановлением Правительства РФ от 5 января 1997 г.
№ 2 “Вопросы Министерства финансов Российской Федерации” было предусмотрено: “Министерство финансов Российской Феде- рации является правопреемником Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью”. Этим же постановлением решено передать в ведение Министерства финансов РФ терри- ториальные органы Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью со штатной численностью 112 единиц, сохранить права и функции территориальных органов страхового надзора, передаваемых в ведение Министерства финансов РФ.
На Департамент страхового надзора Министерства финан- сов РФ были возложены следующие функции:
· выдача страховщикам лицензий на осуществление стра-
ховой деятельности;
· ведение единого Государственного реестра страховщи- ков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
· контроль за обоснованностью страховых тарифов и обес-
печением платежеспособности страховщиков;
· установление правил формирования и размещения стра- ховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
· разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Федеральной службы России по надзору за страховой деятель- ностью;
· обобщение практики страховой деятельности, разработ-
ка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Для выполнения своих функций Департамент страхового надзора Минфина РФ был вправе:
· получать от страховщиков отчетность о страховой дея-
тельности, информацию об их финансовом положении, получать информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков и граждан;
· производить проверки соблюдения страховщиками зако-
нодательства Российской Федерации о страховании и достовер- ности представляемой ими отчетности;
· при выявлении допущенных страховщиками нарушений
закона давать им предписания по их устранению, а в случае не- выполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
· обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации
страховщика в случае неоднократного нарушения им законода- тельства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.
№ 314 образована Федеральная служба страхового надзора в ведении Минфина РФ. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 определены основные функции этой службы. В них сохранена преемственность деятельности бывшего Департамента страхового надзора Минфина РФ. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность не- посредственно и через свои территориальные органы (ей переда- ны территориальные органы страхового надзора Минфина РФ).
Среди функций как бывшего Департамента страхового надзора Минфина РФ, так и нынешней Федеральной службы на первом месте обозначено лицензирование страховой дея- тельности.
Общие правила лицензирования страховой деятельности определены Законом РФ о страховании:
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, пред- ставленных в соответствии с настоящим Законом.
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (да- лее также — лицензия) выдается субъектам страхового дела.
Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, полу- чившему лицензию.
Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соиска- телю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
С 1993 г. в РФ функционируют территориальные органы страхового надзора — региональные инспекции страхового над- зора (в каждой республике в составе РФ) и 7 кустовых инспекций (в городах Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екате- ринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске). Территори- альные органы страхового надзора вправе проводить проверки достоверности отчетности, представляемой страховыми орга- низациями, соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков отчетность о страховой деятельности, инфор- мацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается экономическая сущность страхова- ния?
2. Какие характерные черты присущи страхованию?
3. В каких формах создаются страховые фонды?
4. В каких формах осуществляется страхование?
5. Какие виды страхования являются наиболее распростра- ненными?
6. Расскажите об организации страхования в стране в до- военный период.
7. Что такое страховой рынок?
8. Назовите участников отношений на страховом рынке.
9. Раскройте содержание договора страхования.
10. Перечислите обязанности страховщика.
11. Каковы порядок и условия страховых выплат?
12. В чем заключается сущность перестрахования?
13. Каким должен быть размер оплаченного уставного ка- питала страховой организации?
14. Какие государственные органы осуществляют надзор за страховой деятельностью в стране?
15. Какие функции выполняют органы страхового надзора в стране?
16. Назовите общие правила лицензирования страховой деятельности.
Раздел V