Глава IV. Государственный надзор за страховой деятельностью

Статья 30. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Фе­дерации

1. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях со­блюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффек­тивного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страхов­щиков, иных заинтересованных лиц и государства.

2. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской
Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору
за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого
Правительством Российской Федерации.

3. Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзо­ру за страховой деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений стра­ховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспо­собности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показа­телей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) выдача в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностран­ных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуж­дению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа ис­полнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в ус­тановленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

4. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятель­ностью вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности,
информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения
возложенных на него функций информацию от предприятий, учреждений и организа­ций, в том числе банков, а также от граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона
давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний
приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь
до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицен­зий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае не­
однократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а
также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без
лицензий.

Статья 31. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной кон­куренции на страховом рынке

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Рос­сийской Федерации.

Статья 32. Лицензирование страховой деятельности

1. Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным
органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью:

а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

учредительных документов;

свидетельства о регистрации;

справки в размере оплаченного уставного капитала;

экономического обоснования страховой деятельности;

правил по видам страхования;

расчетов страховых тарифов;

сведений о руководителях и их заместителях;

б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно пере­
страхование, на основании их заявлений с приложением:

учредительных документов;

свидетельства о регистрации;

справки о размере оплаченного уставного капитала;

сведений о руководителях и их заместителях.

2. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного
страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также

перестрахования, если предметом деятельности-страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

3. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятель­ностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

4. Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществле­ние страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.

Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.

5. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан со­общить федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятель-
костью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном по­
рядке.

Статья 33. Соблюдение коммерческой тайны страховщика должностными лицами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью

Должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика.

Наши рекомендации