Государственный надзор за страховой деятельностью
Цели государственного регулирования страховой деятельности. Регулирование государством страховой деятельности позволяет реализовать такие задачи, как:
· обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг;
· создание необходимых условий для деятельности страховых организаций;
· защита интересов страхователей.
Реализация вышеуказанных целей предусматривает:
· подготовку и принятие законодательных актов в области страхования;
· проведение специальной налоговой политики;
· разработку определенных льгот для страховых организаций;
· создание специального государственного органа, осуществляющего надзор за страховой деятельностью, и др.
Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора.
В соответствии с отечественным законодательством страховой надзор включает:
· лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
· контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
· выдачу в течение 30 дней (в предусмотренных Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений):
¾ на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов,
¾ на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций,
¾ на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела,
¾ на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.1
В общей форме страховой надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователем. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и к идее страхования вообще. По этой причине государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.
Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельности в России в 1992 г. образован Государственный страховой надзор (Росстрахнадзор) для контроля за отечественным страховым рынком. В 1996 г. службу упразднили, а ее функции передали Департаменту страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации. С 2004 г. функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности переданы Федеральной службе страхового надзора. Данный орган государственной власти осуществляет лицензирование страховой деятельности, разрабатывает методические и нормативные документы по страхованию, защищает интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам.
Формирование российской системы надзора за страховой деятельностью опирается на мировой опыт. В развитии государственного страхового надзора сложились два альтернативных направления: английская и немецкая системы.
Английская система либеральна, она опирается на контроль за деятельностью страховщиков на основе изучения их отчетности. Главный минус данной системы ¾ отсутствие контроля за текущими страховыми операциями.
Немецкая система характеризуется четкой регламентацией всех операций, жестким контролем за соблюдением законодательства по защите интересов и прав страхователей и страховщиков. Развитие государственного страхового надзора в Российской Федерации идет в большей степени по данному образцу.
Система государственного страхового надзора в России опирается на действующую систему законодательства, включающую общие правовые акты, специальное страховое законодательство и подзаконные акты и ведомственные нормативные документы.
Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и действенный контроль страхового сектора экономики.
Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации. К основным функциям Федеральной службы страхового надзора относятся регистрация страховых организаций и выдача лицензии на проведение определенных видов страхования.
Регистрация включает следующие этапы:
· присвоение регистрационного номера;
· занесение страховой организации в официально публикуемый реестр;
· выдача свидетельства.
При регистрации страховой организации представляются:
· заявление страховой организации с приложением;
· копия документа о государственной регистрации соответствующей организационно-правовой формы;
· копия устава:
· справка банка о размере оплаченного уставного капитала, о наличии страховых резервов.
Регистрация осуществляется одновременно с лицензированием.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
В новой редакции Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» разделены понятия «участники страховых отношений» и «субъекты страхового дела».2
Участники страховых отношений:
· страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
· страховые организации;
· общества взаимного страхования;
· страховые агенты;
· страховые брокеры;
· страховые актуарии;
· федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);
· объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
Субъекты страхового дела:
· страховые организации;
· общества взаимного страхования;
· страховые брокеры;
· страховые актуарии.
Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации (с 1 июля 2006 г.).
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) учредительные документы соискателя лицензии;
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
5) сведения о составе акционеров (участников);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
9) сведения о страховом актуарии;
10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) экономическое обоснование осуществления видов страхования:
· бизнес-план,
· расчет соотношения активов и обязательств (для страховщиков, осуществляющих страховую деятельность не менее одного года),
· положение о порядке формирования и использования страховых резервов,
· план по перестрахованию (если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств страховщика),
· баланс с приложением отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату (Приложение 1),
· план размещения средств страховых резервов.
На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), 11 п. 2 настоящей статьи (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).
Одно из главных требований, предъявляемых к страховым организациям, ¾ наличие минимального уставного капитала и достаточного размера собственных средств.3
Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.
Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» минимального размера уставного капитала.
Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн руб., и следующих коэффициентов.
Коэффициент 1применяется для осуществления страхования:
· имущественных интересов, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование);
· имущественных интересов, связанных, в частности:
¾ с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества),
¾ с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности),
¾ с осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).
Коэффициент 2 ¾ для осуществления страхования объектов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни).
Коэффициент 4 ¾ для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.
Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода.
Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.
Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии:
1) использование соискателем лицензии ¾ юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектов страхового дела ¾ юридических лиц;
2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления неустраненного нарушения страхового законодательства;
3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и нормативным правовым актам органа страхового регулирования;
4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
5) наличие недостоверной информации в документах, представленных соискателем лицензии;
6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;
8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
9) несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное) субъекта страхового дела ¾ юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.
Аннулирование или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:
· непринятия соискателем мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;
· установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем недостоверной информации.
Особенности лицензии на осуществление страховой деятельности:
· выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев отсутствия информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании; выдается временная лицензия на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;
· выдается для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком;
· в лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией следующие виды страхования:
¾ жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события,
¾ пенсионное,
¾ жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика,
¾ от несчастных случаев и болезней,
¾ медицинское,
¾ средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта),
¾ средств железнодорожного транспорта,
¾ средств воздушного транспорта,
¾ средств водного транспорта,
¾ грузов,
¾ сельскохозяйственное (урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных),
¾ имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования,
¾ имущества граждан, за исключением транспортных средств,
¾ гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств,
¾ гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта,
¾ гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта,
¾ гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта,
¾ гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты,
¾ гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг,
¾ гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам,
¾ гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору,
¾ предпринимательских рисков.
Возможности ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности.Органы страхового надзора наделяются государством соответствующими полномочиями по принятию мер к недобросовестным страховщикам, нарушающим законодательство, представляющим угрозу интересам страхователей. При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Предписание ¾ это письменное распоряжение федерального органа по надзору, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.
Основания для выдачи предписания:
· осуществление субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
· несоблюдение страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;
· несоблюдение страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;
· нарушение субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган соответствующей отчетности;
· непредставление субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;
· установление факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации и др.
В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.
Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.
Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения, и вступает в силу со дня его опубликования. Решение органа страхового надзора направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения в силу с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.
Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности в полном объеме. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней со дня принятия. Решение о возобновлении действия лицензии опубликовывается в печатном органе, определенном органом страхового надзора.
Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела служит решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности.
Основания для отзыва лицензии:
· если субъект страхового дела в установленный срок не устранил нарушения страхового законодательства, явившиеся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
· если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение одного финансового года;
· по инициативе субъекта страхового дела ¾ на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.
Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Решение органа страхового надзора направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу с указанием причин отзыва лицензии.
Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.4
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу
1 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2005 г.).
Порядок оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ: приказ Минфина России № 83н, ФКЦБ РФ от 12 сентября 2003 г. № 03-158/пз.
2 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2005 г.).
Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации (утв. приказом «Росстрахнадзора» от 19 мая 1994 г. № 02-02/08).
3 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2005 г.).
4 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2005 г.).
Закон РФ от 28 декабря 1992 г. № 1499-1-ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23 декабря 2003 г.).
Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации (утв. приказом «Росстрахнадзора» от 19 мая 1994 г. № 02-02/08).