Финансовая система Великобритании
Финансовая система Великобритании, так же как и других стран, включает в себя бюджетную систему страны, специальные фонды, финансы государственных предприятий и другие финансовые звенья.
Специальные фонды
Страховые компании и пенсионные фонды направляют аккумулированный ссудный капитал в долгосрочные инвестиции. Финансово-кредитная деятельность является вторичной по отношению к их профессиональной специализации – страховому делу и частному кциионному обеспечению. Мобилизуемые ими средства вкладываются в операции на срок 20–25 лет (в основном в акции и другие ценные бумаги). Английские страховые монополии входят в число крупнейших в мире.
Инвестиционные тресты занимаются исключительно операциями с ценными бумагами. Путем эмиссии собственных акций и облигаций они привлекают капитал, который вкладывают в ценные бумаги других компаний. Особенность этих учреждений, не имеющих регулярных источников поступлений (депозитов, страховых взносов и т.п.), состоит в сильной зависимости от рыночной конъюнктуры. При падении курсов ценных бумаг они сталкиваются с финансовыми трудностями и убытками.
Доверительные паевые фонды по своей специализации сходны с инвестиционными трестами; они аккумулируют денежный капитал и вкладывают его в ценные бумаги. Но поскольку пайщик в любое время может продать свой пай управляющей компании, то капитал этих фондов представляет собой переменную величину: он зависит от преобладания продаж или покупок паев. Структура активов фондов аналогична активам инвестиционных трестов: около 80% составляют акции частных компаний, многие доверительные паевые фонды связаны с банками и страховыми компаниями.
Финансовые корпорации специализируются на кредитовании частных фирм, не имеющих доступа к обычным источникам ссудного капитала. Крупнейшие – это финансовая корпорация промышленности, сельскохозяйственная ипотечная корпорация и т. Д.
Фирмы венчурного финансирования – специализированные учреждения, возникшие преимущественно в 80-х гг. Занимаются главным образом приобретением участий и кредитованием новых и расширяющихся компаний в передовых отраслях, что связано с повышенным риском.
Рынок капиталов
В Великобритании в 80-е гг. произошли коренные изменения на рынке капиталов: увеличилась централизация капитала из-за объединения и поглощения компаний. Лондонская международная фондовая биржа изменила методы своей работы. Были допущены в торговлю иностранные фирмы и введены новые финансовые технологии. На Лондонской фондовой бирже 55% объема сделок заключаются с акциями иностранных компаний и 60% – с выпускаемыми облигациями. Лондон – крупнейший валютный рынок в мире: в Сити осуществляется около 1/3 валютных операций. Через Лондон проходит самый большой объем страховых операций и международных операций перестрахования; здесь контролируется значительная доля мирового биржевого рынка металла, нефти и других стратегических товаров.
Местный рынок долговых ценных бумаг в английских фунтах регулируется разнообразными видами финансовых инструментов. Наиболее важный и более существенный его сектор – долговые бумаги британского правительства. Их капитализация в размере 152 млрд. ф. ст. ставит английский рынок государственных ценных бумаг на четвертое место по величине в мире. Обращаются следующие государственные ценные бумаги: обычные облигации; конвертируемые облигации; недатированные бессрочные облигации; золотообрезные облигации, имеющие собственных дилеров; индексированные золотообрезные облигации; золотообрезные облигации с плавающей процентной ставкой; казначейские векселя; казначейские ноты. Из них наиболее известны золотообрезные облигации («позолоченные края»), выпускаемые для покрытия государственного долга. По данным Банка Англии, валовая кцима их эмиссии покрывает 60% всего национального долга. Основные инвесторы – это компании страхования жизни и пенсионные фонды. Они предпочитают вложения в долгосрочные ценные бумаги, а иностранные инвесторы – в краткосрочные финансовые инструменты.
По объему прямых капиталовложений английские компании стояли на втором месте после США и занимали 16,2% объема мировых прямых инвестиций еще в начале 90-х гг. Вскоре удельный вес Великобритании по экспорту капитала стал падать из-за увеличения вложений Германии, Японии, Голландии, несмотря на то что самыми крупными инвесторами продолжают оставаться компании Великобритании, постоянно увеличивающие свои вложения. В период спада в экономике (в начале 90-х гг.) экспорт капитала уменьшился, но с 1993 г. опять стал расти за счет реинвестирования прибыли и других принятых мер. Кроме этого, стали быстро увеличиваться инвестиции в Великобританию. Однако по объему они почти равны английским вложениям за рубежом, поэтому чистые поступления уменьшились. Данная тенденция не прослеживается для портфельных инвестиций, где преобладают английские инвесторы. В Великобританию инвестируют американские корпорации (39%), страны Сообщества (28%) и Япония. В целом иностранные компании инвестируют в наукоемкие отрасли, автотранспортную и нефтегазовую промышленность.
В 2000 г. частные вложения в основной капитал за год увеличились на 2,5%, а производственные инвестиции – всего на 1,5%. Однако здесь необходимо иметь в виду, что в предыдущие годы частные капиталовложения возрастали чрезвычайно высокими темпами – в 1998 г. на 13,8, а в 1999 г. – на 7,6%. В результате доля производственных инвестиций поднялась до 14,5% – рекордный уровень за 40 лет.
Мощь британского финансового капитала по-прежнему намного превышает кцииииал ее национальной экономики.
Финансы государственных предприятий
Государственные предприятия Великобритании делятся на три вида: государственные корпорации, смешанные предприятия и ведомственные. В 80–90-е гг. при консерваторах была проведена крупномасштабная приватизация. К концу 1998 г. было приватизировано около 100 государственных компаний. В результате госсектор сократился на 2/3. При этом, приватизировав большинство предприятий коммунальных услуг, правительство продолжает контролировать их деятельность (осуществляет контроль над ценовой политикой и др.). За 1979–1999 гг. выручка от реализации активов государственных предприятий составила почти 80 млрд. ф. ст. Курс на децентрализацию стал способом финансирования бюджетного дефицита. Также приватизация имела целью создать вместо государственных монополий конкурирующие между собой частные фирмы, что должно было повысить эффективность производства. Важным направлением в деятельности госсектора стало контрактирование. Правительство большое внимание уделяет развитию программы, получившей название «частная финансовая инициатива» (она осуществляется с 1992 г.). Правительство приглашает частные фирмы участвовать на конкурентной основе в проектах, которые прежде осуществляло само государство, – в выполнении заказов на строительство объектов инфраструктуры и предоставление общественных услуг.
Предприятия, остающиеся в собственности государства (крупнейшие из них – почтовые ведомства, Лондонский транспорт, Управление гражданской авиации), действуют как коммерческие. Они обязаны согласовывать с правительством свои планы, принципы оценки инвестиций и ценообразования, финансовые цели, объем внешних заимствований. Правительство осуществляет систематический мониторинг деятельности национализированных предприятий. Отказавшись от масштабной национализации, лейбористы не поддержали и приватизационные процессы. У них свой способ повышения эффективности государственных предприятий, в первую очередь на транспорте. Они рассчитывают, что схема, действующая на основе франчайзинга, позволит привлечь инвестиции, добиться прибыльности, снизить государственные расходы и при этом сохранить государственный контроль над предприятиями. Произошли изменения в предоставлении финансовой помощи бизнесу. Перенесен акцент с отраслевой политики на технологическую, со старых отраслей на новые; ужесточены критерии предоставления финансовой помощи. В 1979 г. был введен критерий «дополнительности». Компания, претендующая на получение дотаций или субсидий от государства, должна доказать, что без них судьба проекта будет поставлена под сомнение.
Крупнейшие английские концерны представляют собой сложные промышленные комплексы, в которые входят десятки различных предприятий. Высокая степень монополизации английской промышленности не означает, что в Великобритании нет средних и малых предприятий. В стране существует контрактная система, через которую множество малых фирм привязывается к крупным компаниям как к устойчивому рынку, источнику снабжения, финансирования, новых технологий, результатов НИОКР. Большинству малых и средних компаний весьма трудно удержаться в сложных условиях конкуренции самостоятельно, поэтому они привязываются к крупным компаниям.