Сущность и методы управления финансами

Управление присуще всем сферам человеческой деятель- ности, в том числе и финансовой. Под управлением понима- ется сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансо- вых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организа- ционные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как: финансы организаций (предприятий, учреждений)1, страховые отноше- ния, государственные финансы и финансы домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые

Сущность и методы управления финансами - student2.ru

1 Далее — финансы предприятий.

органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организа- ционных структур, осуществляющих управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и ка- ждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональ- ные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает одно из важных мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, оп- ределяет направления их более эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статисти- ческой и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа скла- дывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональ- ном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.

Контроль как элемент управления осуществляется в про- цессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию фи- нансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста фи- нансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Различают стратегическое, или общее, управление финан- сами и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется

органами государственного и хозяйственного управления: Фе- деральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента РФ, Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития РФ и др. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министер- ства финансов РФ, финансовых органов субъектов Российской Федерации и местных органов власти, руководителей внебюд- жетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

При выработке управленческих решений финансового характера как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юриди- ческих законов, результаты экономического анализа как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, использу- ются экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание эко- номических и административных методов управления. Управ- ленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

В нашей стране в условиях экономических преобразова- ний неоправданно недооценивается накопленный ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на эконо- мику в прошлом. В управлении почти не находят должного применения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные нормативы амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и другие. Слабо развивают- ся формы государственного кредита, применение субвенций, целевых дотаций из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 г. потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспе- чить усиление государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы.

Приоритетными задачами экономической политики, на- правленными на достижение устойчивых темпов экономиче- ского роста, представляются: создание условий для развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обес- печение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налоговой нагрузки и повышение эффективности налоговой и таможенной систем.

Для реализации указанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и внесению изменений и дополнений в действующие в целях создания благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократиза- ции управления, повышения инвестиционной активности, вы- равнивания налогового бремени; по совершенствованию платеж- ной системы, введению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово- хозяйственной деятельности экономических структур; заверше- нию перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов РФ — на кассовое обслуживание через органы Федерального казна- чейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию по- рядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора.

Наши рекомендации