Понятие и методы управления финансами. Объекты и субъекты управления финансами

Управление финансами— деят-сть по обеспече­нию развития фин системы гос-ва или конкретного субъекта хоз-вания в соответствии с заданными колич-ми и качественными параметрами.

Объекты управления финансами: - фин деят-ть гос-ва и конкретного предпри­ятия; - выделенные субъектом управления направления фин политики; - укрупненные финан-е категории и параметры деят-ти; - конкретные фин показатели; - органы (службы) управления финансами и их персонал.

Управление финансами осущ-ся специальным фин аппаратом, состоящим из фин служб пред-­тий (отдела внут. и внеш. аудита, фин плани­р-я, бух-рии и др.) и гос-ва (налоговые органы, Счетная палата).

В управлении финансами выд-ют несколько функц-­ных элементов (методы упр-ния финансами):

1) фин планирование — фин деят-сть субъектов хозяйствования и гос-ва. Итоговым рез-том яв-ся составление фин планов, начиная от биз­нес-плана и заканчивая государственным бюджетом;

2) оперативное управление — комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся фин ситуации с целью получения максимального эффекта при ми­нимуме затрат с помощью перераспределения фин ресурсов;

3) фин контроль осущ-ся и в процессе плани­рования, и на стадии оперативного управления. Использ-ся для сопоставления фактических результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми, для выявления резервов роста фин-х ресурсов и путей более эффективного хо­з-вания.

Фин аппарат (субъекты упр-я финансами) состоит:

1. Министерство финансов осущ-ет выработку единой го­с. фин, кредитной, ден политики и нормативно-правовое регулир-е, включая бюдж-ю, налог-ю, страх-ю, валют-ю сферы, сферу гос. долга, в области аудиторской деят-сти, бух. учета и бух. отчет-ти. Минис-во финансов состоит из: Федер-ной налог. службы; Федер. службы страх. надзора; Фед. службы фин-бюджетного надзора; Фед. службы по фин мониторингу; Фед-го казнач-ва (федер. службы).

Функции Министерства финансов РФ:

1) участие в комплексном анализе состояния эк-ки стра­ны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных про­гнозов их развития;

2) орг-ция работы по составлению и обеспече-нию испол­нения федер-го бюджета и внебюдж-х ф.;

3) участие в работе по развитию и совершенс-ю стра­ховой деят-сти в стране;

4) укрепление ден. обращения и покупательной способ­ности рубля;

5) выпуск гос. внутренних займов РФ;

6) организация учета и отчетности и т.д.

2. Федер-е казнач-во осущ-ет переводы бюджет­ных ден. средств через свои счета для их гарантиро-ван­ного поступления в учреж-я федер. бюджетной сфе­ры на соотв-щей территории субъекта Фед-ции, рай­она или города. Кроме того, осущ-ет предварит. и текущий контроль за выделением и расходованием гос. ср-ств непосредственно получателями бюджета.

3. Федер. налог. служба яв-ся единой сис-мой кон-троля за соблюдением налог. закон-ва, правильнос-тью исчисления, полнотой и своевр-стью внесения в соот-щий бюджет налогов и др. обяза­т-х плате-жей.

4. Федер. служба страх. надзора осущ-ет го­с. надзор за страх. деят-тью в целях соблюдения треб-ний закон-ва РФ о страх-нии, эфф-го развития страх. услуг, защиты прав и инте­ресов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и гос-ва. Также устан-ет общие треб-я к лицензированию и ведению гос. реестра страх. орг-ций, осущ-ет контроль за обеспечением фи­н устойч-ти страх-ков, учета и отчетности, со­блюдением методологии страх-я, межотраслевой и меж­региональной координации по вопросам страхования.

Финансовое планирование. Методы финансового планирования.

Одним из методов управления финансами яв-ся фи­н планирование. Фин планирование пр-ет собой планирование всех доходов и направлений расходо-ва­ния ден. средств пред-тия для обеспечения его разви­тия. Фин планирование осущ-ся посредством составления фин планов разного V, содержания и назнач-я в завис-ти от задач и объектов планир-ния.

Для хоз-щего субъекта фин планир-е состоит в:

1) воплощении выработанных стратегических целей в форму кон­кретных финансовых показателей;

2) обеспечении фин-выми ресурсами заложенных в фин плане эк-ких пропорций развития;

3) предоставлении возможности опредния жизнесп-с­ти проекта пред-тия в усл-х конкуренции.

Фин планир-е служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Цель фин планир-я — определить возможные объемы фин ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины фин показателей. Основны­е задачи фин планирования:

- обеспечение необх-ми фин ресурсами произ­водственной, инвестиционной и фин деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рац-го его использования;

- выявление внутрихоз-ных резервов увеличения прибы­ли за счет рац-го использования ден средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюдже­том, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; контроль над фин состоянием, платежесп-стью и кредитоспособностью пред-тия.

Методы финансового планирования.

1. Метод эк-го анализа используется для опре­деления основных закономерностей, тенденций в движении нату­ральных и стоимостных показателей, внутренних резервов пред­приятия.

2. Нормативный метод — на основе заранее устан-ных норм и технико-эк-ких нормативов рассч-ся по­требность хозяйствующего субъекта в фин ресурсах и их источниках. Нормативы могут устан-ся: гос-вом или самим пред-тием для регулирования производственно-хо­зяйственной деят-ти.

3. Метод балансовых расчетов осн-ся на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на опред-ую дату в перспективе для определения буд. по­требности в фин-вых средствах.

4. Метод денежных потоков яв-ся универсаль-ным при составлении фин планов и основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.

5. Метод многовариантных расчетов состоит в разработке альтерн-ных вариантов плановых расче-тов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Методы экономико-матем-кого моделирования поз-воля­ют колич-нно выразить взаимосвязь между фин показ-лями и основ. факторами, их определяющими.

Фин планирование в зависимости от содержания на­значения и задач можно классифицировать на:

- перспективное планирование, кот. исп-ся для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расши­ренного воспроизводства, яв-ся гл. формой реализации целей пред-тия. Охватывает период времени от одного года до трех лет;

- текущее планирование рассм-ся как составная часть перспективного плана и пред-ляет собой конкретизацию его показ-лей. Составляется на 1 год;

- оперативное планирование необходимо для контроля за поступлением фактич. выручки на рас-четный счет и расходо­в-ем наличных фин ресурсов.

Наши рекомендации