Сущность и органы управления финансами

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различ­ными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществ­ляться стихийно и соответственно предполагает организацию некото­рой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства (например, процес­сы перераспределения государственной, а также негосударственной собственности), раскладом политических сил в стране и другими фак­торами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъ­ектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохо­зяйства.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений : хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются преж-№ всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отноше-Нии, регулирование финансового рынка, систему государственной под-ДеРЖки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования 1ох°Дов работающего населения и т. п. Другими словами, эти взаимоот-°Шения перераспределения национального дохода носят опосредован­ный (косвенный) характер.



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

2. Управление финансами




Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся: 1) формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка; 2) государственное регулирование цен естественных монополистов; 3) защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфе­ре; 4) проведение эффективной таможенной политики; 5) содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков; 6) содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государ­ство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством: 1) лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг; 2) финансового до­тирования и субсидирования производства и реализации отдельных ви­дов товаров и услуг; 3) применения государственной монополии и ак­цизного налогообложения на отдельные виды товаров; 4) проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты, прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения; 5) установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков; 6) применения финансо­вых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Непосредственное государственное управление финансами осуще­ствляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственны­ми финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению госу­дарственного бюджета и отчета о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государ­ственного долга и т. д.

Управление государственными финансами имеет целью обеспече­ние: а) относительного баланса интересов экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного госу­дарственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как ос­новополагающего элемента в финансовых отношениях. В качестве ин­струментов управления финансами выступают планирование, кон­троль, организация и информационное обеспечение.

Планирование включает в себя различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка приня­тых решений. За планированием, как правило, следует следующий этап, связанный с выполнением планов и соответственно контролем их ис­полнения, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результа­ты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса

планирования. Задача организации состоит в обеспечении достижения пели посредством использования специальных организационных моде­лей. Если планирование и контроль являются процессами, связанными с переработкой информации, то организация занимается структуриро­ванием информационных связей. Информационное обеспечение, вклю­чающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, пред­ставляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы вла­сти и управления. В зависимости от государственного устройства выс­шими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в Герма­нии — Бундестаг, во Франции — Национальное собрание, в России — Федеральное Собрание РФ. В управлении финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. В США к этим органам относятся Министерство финансов, административ­но-бюджетное управление при Президенте. Кроме того, управление ис­полнением бюджета осуществляется наряду с Министерством финан­сов, Таможенной службой, Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. В Великобритании главным ис­полнительным органом управления выступает Казначейство. Оно не только руководит разработкой и исполнением государственного бюд­жета, но и осуществляет контроль за расходованием средств государст­венными предприятиями. В исполнении бюджета участвует Управле­ние таможенных пошлин и акцизов, которое осуществляет сбор тамо­женных пошлин и акцизов. В Германии главным органом управления финансами исполнительной власти выступает Министерство финан­сов. Оно составляет проект бюджета, осуществляет кассовое обслужи­вание бюджета, контроль за его исполнением, регулирует межбюджет­ные отношения и т. п. Во Франции управление финансами осуществля­ет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции вхо­дят не только разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, но и сбор налогов и пошлин.

В Российской Федерации главными властными структурами по Управлению финансами являются Федеральное Собрание РФ, Прези­дент и Правительство РФ. Именно эти органы принимают окончатель->е решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его ис-'олнении. На общегосударственном уровне аппарат управления финан-?в°й системой включает следующие основные органы: 1) профильные омитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Умы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; 2) Министерство фи-ВДсов рф и ег0 органы на местах; 3) Центральный банк РФ; 4) Мини-еРство экономического развития и торговли РФ; 5) Федеральная [ Ужоа по финансовым рынкам; 6) исполнительные дирекции внебюд-ных фондов социального назначения.



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

г ява 2. Управление финансами




Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Главным органом, осуществляющим текущее управления государст­венными финансами, является Министерство финансов РФ. Организа­ционная структура Министерства финансов РФ периодически изменя­ется. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в состав министерства включены 11 департаментов: административный; бюджетной политики; бюджетной политики в отраслях экономики и со­циальной сферы; бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; межбюджетных отношений; международных финансовых отношений; государственного долга и государственных финансовых активов; налого­вой и таможенно-тарифной политики; регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского уче­та; Федеральное казначейство; финансовой политики; правовой.

Функции и полномочия Министерства финансов РФ определены в Положении о Министерстве финансов РФ, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329. Основ­ной функцией министерства является нормативно-правовое регулиро­вание в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бух­галтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, перера­ботки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, тамо­женных платежей, включая определение таможенной стоимости това­ров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирова­ния накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической про­дукции, финансового обеспечения государственной службы, противо­действия легализации доходов, полученных преступным путем, и фи­нансирования терроризма.

Соответственно определены и задачи Министерства финансов РФ: 1) разработка среднесрочного финансового плана и проекта федераль­ного бюджета; 2) прогнозирование и кассовое планирование исполне­ния, а также исполнение федерального бюджета; 3) составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюдже­та РФ; 4) совершенствование методов бюджетного планирования и бюджетного финансирования; 5) финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; 6) управление государственным дол­гом РФ; 7) осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг РФ.

На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура управления финансами определяется его высшим руководством и зави­сит прежде всего от размеров предприятия и видов его деятельности-Крупные компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице-президентом-

Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросы разви­тия компании, связанные с капитальными вложениями, ценообразовани­ем, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др.

В небольших предприятиях функции финансового менеджера, как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют фи­нансовым директором. Функции и задачи финансового менеджера мно­гогранны. Главной его задачей являются поиск и нахождение путей эф­фективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечени­ем платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств.

Финансовое планирование и прогнозирование

Одним из инструментов управления финансами выступает плани­рование. Можно выделить ряд признаков, характеризующих эту дея­тельность: а) регламентированность (упорядоченный процесс); б) связь с обработкой информации; в) направленность на достижение опреде­ленных целей; г) временной характер.

Под планированием понимается процесс разработки и принятия це­левых установок количественного и качественного характера и опреде­ление путей наиболее эффективного их достижения [Ковалев, 1999, с. 278]. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в бу­дущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планиро­вания состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, кото­рые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Планирование в системе публичных финансов

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает Разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого объекта финансовой системы. Главным объектом финансового плани­рования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между тДельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых сУрсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют №ную систему финансового планирования. Центральное место в сис-^ ^е финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, ' Ъектов РФ, органов местного самоуправления), в которых находит

66 Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

2. Управление финансами




Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения за­дач и функций государства и местного самоуправления.

Подходы к разработке бюджетов в 90-е гг. XX в. претерпели сущест­венные изменения. Принципиальными являются два момента: 1) пере­ход к среднесрочному составлению бюджетов (как правило, на три, пять лет); 2) переход от планирования финансовых ресурсов к планированию результатов финансирования. Так, в Австралии, Испании, Швеции сред­несрочное планирование охватывает три года, В США, Германии бюд­жетные проектировки рассчитываются на пятилетний срок. К основным инструментам составления бюджета относятся среднесрочный финансо­вый план, сводный финансовый баланс и бюджетная программа.

В мировой практике отсутствуют единые подходы к установлению правового статуса бюджетных параметров на среднесрочную перспек­тиву. В Германии, Испании, Канаде, Австралии и ряде других стран среднесрочные финансовые планы составляются по укрупненным по­казателям и представляются органами исполнительной власти законо­дательным органам только в справочно-аналитических целях. В других странах, например в США, утверждаются отдельные показатели, отно­сящиеся к среднесрочному финансовому планированию на каждый год пятилетнего плана. В первую очередь это относится к показателям до­ходов, расходов (в том числе на оборону) и дефицита или профицита бюджета. В Швеции параметры среднесрочного финансового плана ут­верждаются законодательно вместе с годовым бюджетом.

Принятие многолетних бюджетов само по себе не гарантирует пре­емственности и стабильности проводимой бюджетной политики, если сложившиеся экономические условия не позволяют с достаточной сте­пенью надежности прогнозировать параметры развития. Вместе с тем составление и утверждение многолетних бюджетов создают условия для принятия стратегических управленческих решений и их реализа­ции, дают возможность для более равномерного использования бюд­жетных средств и, что не менее важно, развития самостоятельности субъектов бюджетного планирования. К преимуществам утверждения параметров бюджета на трехлетний период можно также отнести воз­можность более полной реализации выбранных направлений бюджет­ной политики, мер государственной поддержки экономики и социаль­ной сферы, а также повышение ответственности финансовых органов власти за выполнение возложенных на них функций.

Многие недостатки бюджетного планирования предыдущих лет бы­ли связаны во многом с объективными условиями, к которым относят­ся, вчастности, недостаточная надежность макроэкономического про­гнозирования, частые и непредсказуемые изменения налогового зако­нодательства, зависимость доходов федерального бюджета от внешне­экономических факторов, а расходов — от проводимых структурны* реформ.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов фе­дерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств я этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расхо­дов.Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему фи­нансового планирования включаются разработка и реализация пер­спективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балан­сов движения доходов и расходов населения.

Балансы финансовых ресурсовпредставляют собой совокупность всех предполагаемых доходов и расходов Российской Федерации, субъ­ектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Сводный финансовый балансгосударства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торгов­ли РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев фи­нансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректиро­вать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс обеспечивает последовательное отра­жение процесса формирования финансовых ресурсов и их использова­ния, а также годовые обороты финансовых ресурсов. Разработка этого документа на федеральном уровне позволяет решать следующие анали­тические и прогнозные задачи в процессе выработки государственной политики: 1) определение состава и структуры финансовых ресурсов в целом по экономике и ее институциональным секторам; 2) анализ причин дефицита или профицита финансовых ресурсов в целом по эко­номике и ее институциональным секторам; 3) анализ взаимосвязи про­цессов формирования, распределения (перераспределения) и использо­вания финансовых ресурсов как по институциональным секторам внут­ренней экономики, так и между национальной экономикой и остальным миром; 4) обеспечение сбалансированности бюджетной системы; ) обеспечение стабильности бюджетной политики посредством оценки ззможностей государства финансировать принятые и принимаемые Расходные обязательства.

о балансе денежных доходов и расходов населенияотражается 'ижение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной фор-^Денежные доходы населения формируются из трех источников: 1) за-

отная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на ко-ндировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляе-е Рао°тодателем наемным работникам; 2) доходы от предпринима-

ской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции



Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание

2. управление финансами




Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций; 3) социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипен­дии и т. п.). Расходы подразделяются на: а) потребительские расходы; б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы; в) де­нежные накопления и сбережения. Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборо­та, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ре­сурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства фи­нансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования фи­нансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер. Такое планирование обеспечивает взаимосвязь между политическими, управленческими и экономически­ми целями государства, которые носят долгосрочный характер. В рам­ках годового финансового планирования установить эти связи практи­чески невозможно.

Разработка и реализация перспективного (среднесрочного) финан­сового плана возможны лишь на основе системного подхода к формиро­ванию целей государственной политики и анализу факторов ее разви­тия. При отсутствии четко сформулированных и количественно изме­ряемых комплексных ориентиров развития возникает множество труд­но разрешаемых проблем, связанных с обеспечением координации планов развития отраслей и территорий, обеспечения единства процес­са государственного управления и т. п. Переход к среднесрочному фи­нансовому планированию, в рамках которого бюджетный цикл начина­ется с анализа ранее принятых основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внеш­них факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого периода, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы про­гнозного периода, состоялся и в России. Постановлением Правительст­ва РФ от 6 марта 2005 г. № 118 принято Положение о разработке пер­спективного финансового плана Российской Федерации и проекта ф^' дерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Развитие среднесрочного финансового планирования в России за указанный период прошло два ключевых этапа — утверждение с 2006 г. Правительством РФ перспективного финансового плана Российской Федерации, а затем составление и утверждение федерального бюджета на трехлетний период. Перспективный финансовый план и проект фе' дерального бюджета разрабатываются в соответствии с Бюджетным к°'

лексом РФ> бюджетной политикой, определяемой в ежегодном посла­нии Президента РФ Федеральному Собранию РФ, программой соци­ально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч­ную перспективу, утверждаемой Правительством РФ.

При формировании перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета Правительство РФ одобряет: а) основные на­правления налоговой, таможенной и долговой политики в плановом пе­риоде, сценарные условия, основные параметры прогноза социаль­но-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогноз социально-экономического развития страны на очередной год; б) основные показатели перспективного финансового плана и перспективный финансовый план; в) основные характеристики проекта федерального бюджета и распределение расходов федерально­го бюджета на очередной год в соответствии с функциональной класси­фикацией расходов бюджетов РФ;

При формировании перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета Министерство финансов РФ: а) разрабатывает основные направления налоговой и долговой политики, а также пред­ложения по основным направлениям таможенной политики (в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости то­варов и транспортных средств); б) разрабатывает основные показатели перспективного финансового плана, проект перспективного финансо­вого плана, проект федерального бюджета; в) разрабатывает основные характеристики проекта федерального бюджета, распределение расхо­дов федерального бюджета в соответствии с функциональной класси­фикацией расходов бюджетов РФ; г) доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы их бюджетов на плановый период и бюджетные проектировки на очередной год (включая распределенные Министерством экономического развития и торговли РФ (Минэконом­развития РФ) предельные объемы расходов инвестиционного характера).

При формировании перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета Минэкономразвития РФ: а) разрабатывает ос­новные направления таможенной политики (в части, касающейся опре­деления порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспорт­ных средств, совместно с Министерством финансов РФ); б) разрабаты-вает сценарные условия, основные параметры прогноза социально-эко-омического развития страны на среднесрочную перспективу, прогноз оциально-экономического развития на очередной год, сводный финан-овый баланс РФ; в) определяет совместно с Министерством финан-в РФ состав расходов инвестиционного характера; г) разрабатывает

Редставляет в Бюджетную комиссию предложения по распределе-10 предельного объема расходов инвестиционного характера по субъ-

ам бюджетного планирования, главным распорядителям средств фе-•ального бюджета; д) формирует перечень федеральных целевых

Рамм, обеспечивает методологическое руководство разработкой

70 Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержании

2 управление финансами




Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru Сущность и органы управления финансами - student2.ru федеральных целевых программ, согласовывает объемы их финансиро­вания в очередном году и плановом периоде; е) разрабатывает в уста­новленном порядке проект федеральной адресной инвестиционной программы, формирует проект перечня строек и объектов для феде­ральных государственных нужд, согласовывает предложения субъектов бюджетного планирования по определению объемов расходов по строй­кам и объектам, включенным в указанный перечень.

Перспективный финансовый план разрабатывается исходя из необ­ходимости создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ и федерального бюджета, мак­роэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики, исполнения действующих и принимаемых обязательств Рос­сийской Федерации. Перспективный финансовый план разрабатывает­ся в три этапа.

На первом этапе разрабатываются и одобряются основные направ­ления налоговой и таможенной политики, основные показатели сводно­го финансового баланса РФ, а также сценарные условия, включая ос­новные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты со­циально-экономического развития Российской Федерации на средне­срочную перспективу.

Основные направления налоговой политики разрабатываются Ми­нистерством финансов РФ, основные направления таможенной поли­тики — Министерством экономического развития и торговли РФ (в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стои­мости товаров и транспортных средств, совместно с Министерством финансов РФ). Основные направления налоговой и таможенной поли­тики рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Прави­тельством РФ.

Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и прогно­зируемые на плановый период значения следующих показателей: а) це­на на нефть сырую марки «Юралс»; б) объем, темпы роста и структура используемого и произведенного валового внутреннего продукта; в) темпы роста базовых отраслей экономики; г) прогноз инфляции, в том числе прогноз базовой инфляции, прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий; д) объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласованному с Мини­стерством финансов РФ; е) величина амортизации; ж) среднегодовая стоимость амортизируемого имущества; з) оборот розничной торговли, и) платные услуги, оказываемые населению; к) численность занятых в экономике; л) инвестиции в основной капитал с указанием всех источ­ников финансирования, в том числе инвестиции за счет средств феДе' рального бюджета, прямые иностранные инвестиции; м) фонд зараоот ной платы; н) величина прожиточного минимума в расчете на душу на

яения и по основным социально-демографическим группам населе-я- о) прибыль организаций для целей бухгалтерского учета; ч аМОртизация для целей налогообложения; р) объем экспорта и им­порта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа; с) курс рубдя к доллару США и евро; т) другие показатели по согласо­ванному с Министерством финансов РФ перечню.

Сценарные условия разрабатываются, как правило, в двух вариан­тах (ожидаемом и базовом) исходя из прогнозируемого и базового уров­ня цены на нефть. Сценарные условия разрабатываются Министерст­вом экономического развития и торговли РФ, рассматриваются Бюд­жетной комиссией и одобряются Правительством РФ. Представляемые в Правительство РФ Министерством экономического развития и тор­говли РФ сценарные условия должны соответствовать проекту сценар­ных условий, с учетом которого осуществлялась разработка основных направлений налоговой и таможенной политики и основных показате­лей перспективного финансового плана, рассмотренных и согласован­ных Бюджетной комиссией.

На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные пока­затели перспективного финансового плана, а также основные направле­ния долговой политики. Основные показатели перспективного финан­сового плана разрабатываются с целью определения общего объема фи­нансовых ресурсов, которые могут быть направлены на исполнение рас­ходных обязательств Российской Федерации в плановом периоде при заданных сценарных условиях. Делается не менее чем два варианта рас­чета. В составе перспективного финансового плана в качестве самостоя­тельного раздела представлены основные параметры федерального бюджета. Состав показателей данного раздела приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Перспективный финансовый план Российской Федерации

На - годы

Наши рекомендации