Пути снижения предпринимательских рисков
Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков
Особое место в данном разделе должно быть уделено методам компенсации и снижения риска, то есть предотвращения неблагоприятных событий или ослаблению их негативного эффекта.
Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются: диверсификация, страхование, самострахование, распределение риска.
Диверсификация – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.
Страхование - это передача определенных рисков страховой компании. Широко используется такой вид страхования , как хеджирование - страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.
Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.
В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.
Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта.
К конкретным мерам снижения производственных рисков можно отнести действенный контроль за ходом производственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем диверсификации и дублирования поставщиков, применения импортозамещающих комплектующих и прочие меры.
Мерами снижения коммерческих рисков могут быть:
- систематическое изучение конъюнктуры рынка;
- создание дилерской сети;
- соответствующая ценовая политика;
- образование сети сервисного обслуживания;
- формирование общественного мнения (паблик рилейшнз) и фирменного стиля;
- реклама, т.д.
Финансовые риски могут быть снижены благодаря созданию системы эффективного менеджмента на предприятии, работе с дилерами на условиях предоплаты и т.д.
Мерой по снижению рисков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами, служит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.
В заключение отметим, что общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:
- не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
- не забывать о последствиях риска;
- не рисковать многим ради малого.
49. Методика оценки бизнес – планов
Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 ноября 2012 г. N 713 "Об утверждении методики оценки бизнес-планов, проводимой экспертными советами по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным и портовым особым экономическим зонам"
1. Настоящая методика определяет правила оценки бизнес-планов, прилагаемых к заявкам на заключение соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне (далее - бизнес-планы), проводимой экспертными советами по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным и портовым особым экономическим зонам (далее - экспертные советы).
2. Оценка бизнес-плана по критерию "Соответствие проекта, предусмотренного бизнес-планом, целям создания особых экономических зон, а также утвержденному перспективному плану развития особой экономической зоны (в случае наличия) с учетом формируемых направлений деятельности в особой экономической зоне" осуществляется следующим образом:
1) в случае соответствия проекта целям создания особой экономической зоны соответствующего типа и перспективному плану развития особой экономической зоны (в случае наличия) бизнес-плану присваивается 3 балла;
2) при несоответствии проекта перспективному плану развития особой экономической зоны (в случае наличия), но соответствии целям создания особой экономической зоны соответствующего типа, бизнес-плану присваивается 1 балл;
3) при несоответствии проекта целям создания особой экономической зоны соответствующего типа бизнес-плану по данному критерию баллы не присваиваются.
3. Оценка бизнес-плана по критерию "Степень финансовой устойчивости проекта, предусмотренного бизнес-планом (возможность его финансирования с учетом заявленных средств (собственных, заемных), источников финансирования и условий предоставления заявленных средств (включая сроки, объемы и процентные ставки)" осуществляется следующим образом:
1) бизнес-плану, которым предусматривается финансирование проекта за счет собственных средств в полном объеме, присваивается 3 балла;
2) бизнес-плану, предусматривающему привлечение заемных средств, при наличии документов, представленных предполагаемым заимодавцем и подтверждающих сроки, порядок и объемы предоставляемых денежных средств, в том числе процентные ставки за пользование заемными средствами, присваивается 1 балл;
3) бизнес-плану, предусматривающему привлечение заемных денежных средств и не содержащему вышеуказанных документов, подтверждающих условия привлечения займа, баллы по данному критерию не присваиваются.
4. Оценка бизнес-плана по критерию "Срок окупаемости проекта, предусмотренного бизнес-планом" осуществляется следующим образом:
1) в случае, если предусмотренный бизнес-планом срок окупаемости проекта не превышает 5 лет, бизнес-плану присваивается 3 балла;
2) проект, предусматривающий срок окупаемости от 5 до 15 лет, оценивается 2 баллами;
3) если срок окупаемости проекта превышает 15 лет, бизнес-плану присваивается 1 балл.
5. Оценка бизнес-плана по критерию "Наличие необходимой для обеспечения деятельности заявителя, предусмотренной бизнес-планом проекта инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры особой экономической зоны с учетом существующей загрузки мощностей" осуществляется следующим образом:
1) при наличии на момент представления бизнес-плана необходимой для обеспечения деятельности заявителя инфраструктуры особой экономической зоны бизнес-плану присваивается 3 балла;
2) в случае отсутствия на момент представления бизнес-плана необходимой для обеспечения деятельности заявителя инфраструктуры особой экономической зоны, а также если недостающие инфраструктурные объекты планируются к строительству в рамках утвержденного перспективного плана развития особой экономической зоны и их этапы строительства соответствуют требованиям и этапам реализации проекта, бизнес-плану присваивается 2 балла;
3) в случае отсутствия на момент представления бизнес-плана необходимой для обеспечения деятельности заявителя инфраструктуры особой экономической зоны, а также если недостающие инфраструктурные объекты планируются к строительству в рамках утвержденного перспективного плана развития особой экономической зоны, но их этапы строительства не соответствуют требованиям и этапам реализации проекта, бизнес-плану присваивается 1 балл.
6. Оценка бизнес-плана по критерию "Уровень проработки маркетинговой стратегии, включая анализ рынка сбыта, конкурентных преимуществ и механизма продвижения производимых заявителем товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), предусмотренных бизнес-планом проекта" осуществляется следующим образом:
1) при наличии в бизнес-плане проработанной маркетинговой стратегии, содержащей анализ рынка сбыта, конкурентных преимуществ и механизма продвижения производимых заявителем товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), бизнес-плану присваивается 1 балл;
2) в случае отсутствия в бизнес-плане такой стратегии или отсутствия в такой стратегии одного или нескольких из вышеуказанных компонентов бизнес-плану баллы не присваиваются.
7. Оценка бизнес-плана по критерию "Достижение положительного социально-экономического эффекта, связанного с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом: создание (сохранение) рабочих мест, увеличение объема производства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в субъекте Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона, и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней" осуществляется следующим образом:
1) в случае, если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, предполагает создание (сохранение) рабочих мест, увеличение объема производства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, бизнес-плану присваивается 1 балл;
2) в случае, если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, не предполагает создания (сохранения) рабочих мест или увеличения объема производства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) или увеличения объема налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, бизнес-плану баллы не присваиваются.
8. Оценка бизнес-плана по критерию "Опыт реализации заявителем проектов в сфере деятельности, предусмотренной бизнес-планом проекта, с учетом их количества и объемов осуществленных инвестиций" осуществляется следующим образом:
за каждый успешно выполненный проект в предусмотренной бизнес-планом сфере деятельности с аналогичным или большим объемом инвестиций бизнес-плану присваивается 1 балл. При этом по рассматриваемому критерию бизнес-плану не может быть присвоено более 3 баллов.
9. Оценка бизнес-плана по критерию "Основные характеристики производимых заявителем товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), предусмотренных бизнес-планом проекта; их сравнение с мировыми и отечественными аналогами" осуществляется следующим образом:
1) в случае, если проект предполагает производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), характеристики которых по одному или нескольким параметрам превосходят существующие отечественные и (или) мировые аналоги, бизнес-плану по рассматриваемому критерию присваивается 1 балл;
2) бизнес-плану, предусматривающему производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), которые по своим характеристикам соответствуют или уступают существующим отечественным и (или) мировым аналогам, баллы не присваиваются.
10. Оценка бизнес-плана по критерию "Оценка технического и технологического потенциала проекта, предусмотренного бизнес-планом, в сопоставлении с лучшими используемыми технологиями и практикой реализации подобных проектов" осуществляется следующим образом:
1) в случае, если в ходе реализации проекта предполагается использовать инновационное оборудование и (или) технологии, и (или) оборудование, и (или) технологии, которые соответствуют лучшей мировой практике использования в ходе производства соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), бизнес-плану по рассматриваемому критерию присваивается 1 балл;
2) бизнес-плану, предусматривающему производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием оборудования и (или) технологий, которые по своим характеристикам уступают применяемым в мировой практике в ходе производства соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), баллы не присваиваются.
11. Оценка бизнес-плана по критерию "Оценка экологической эффективности проекта, предусмотренного бизнес-планом" осуществляется следующим образом:
1) при наличии в бизнес-плане стратегии управления экологической эффективностью проекта, а также анализа экологических рисков реализуемого проекта бизнес-плану присваивается 1 балл;
2) в случае отсутствия в бизнес-плане такой стратегии или анализа экологических рисков проекта бизнес-плану по данному критерию баллы не присваиваются.
12. Оценка бизнес-плана по критерию "Наличие зарегистрированных прав на объекты интеллектуальной собственности, используемые в рамках реализации проекта, предусмотренного бизнес-планом" осуществляется следующим образом:
1) при наличии у заявителя зарегистрированных прав на объекты интеллектуальной собственности, используемые в рамках реализации проекта, бизнес-плану присваивается 1 балл;
2) в случае отсутствия у заявителя зарегистрированных прав на объекты интеллектуальной собственности, используемые в рамках реализации проекта, бизнес-плану по данному критерию баллы не присваиваются.
13. Оценка бизнес-плана по критерию "Наличие кадров с профессиональными знаниями и квалификацией, необходимыми для реализации проекта, предусмотренного бизнес-планом" осуществляется следующим образом:
1) в случае наличия кадров с профессиональными знаниями и квалификацией, необходимыми для реализации проекта, бизнес-плану присваивается 3 балла;
2) в случае отсутствия кадров с профессиональными знаниями и квалификацией, необходимыми для реализации проекта, но при наличии проработанной стратегии привлечения кадровых ресурсов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и квалификацией, бизнес-плану присваивается 2 балла;
3) при отсутствии кадров с профессиональными знаниями и квалификацией, необходимыми для реализации проекта и проработанной стратегии привлечения кадровых ресурсов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и квалификацией, бизнес-плану присваивается 1 балл.
14. Бизнес-планы признаются экспертными советами соответствующими критериям оценки бизнес-планов, если сумма баллов, присвоенных таким бизнес-планам по результатам проведенной оценки, составила:
1) по особой экономической зоне промышленно-производственного типа - 12 баллов и более;
2) по портовой особой экономической зоне - 13 баллов и более;
3) по особой экономической зоне туристско-рекреационного типа - 11 баллов и более;
4) по особой экономической зоне технико-внедренческого типа - 12 баллов и более.
Оценка бизнес плана
Оценка бизнес плана Бизнес план написан. Закончен долгий и достаточно сложный период начального бизнес планирования. Но реалии экономического рынка России достаточно противоречивы. И для того, чтобы узнать, насколько удачно мы спланировали функционирование конкретной бизнес идеи, нам необходимо выполнить оценку бизнес плана.
С одной стороны, оценка бизнес плана сродни его экспертизе. Специалисты разбираются в его устройстве, рассматривают разные его части с целью выявления ошибок и составления рекомендаций по внедрению бизнес плана в жизнь.
С другой стороны, оценка бизнес плана это процедура (рыночная услуга), целью которой становится оценка рыночной стоимости готового бизнес плана. Бизнес план, если он оценен экспертами на отлично и гарантирует отличные перспективы, имеет шанс быть проданным за достаточно высокие суммы.
Бизнесмены в современной России готовы платить деньги за уже проработанные и гарантированно успешные бизнес идеи. И действительно, бывают такие ситуации, когда успешный бизнес план не удается реализовать по каким-то причинам, к примеру, высоким начальным инвестициям. Тогда, пока бизнес план актуален, его очень разумно продать другому бизнесмену, который сможет эти инвестиции туда вложить.
Оценка экономической эффективности
Оценку экономической эффективности бизнес плана и целесообразности инвестиционного проекта и бизнес-плана можно условно разделить на две основные части:
1. Предварительная оценка инвестиционного проекта на стадии принятия решения о разработке бизнес-плана.
На этой стадии важным является выявление целесообразности дальнейшей детальной проработки инвестиционного проекта, а также разработки подробного бизнес-плана, экспертиза инвестиционного проекта по уже имеющемуся бизнес-плану для оценки достоверности и доказательности этого документа и оценки состоятельности и реализуемости инвестиционного проекта.
2. Процесс выполнения работ по оценке инвестиционных проектов включает в себя несколько основных этапов:
Технический анализ возможности осуществления инвестиционного проекта (сроки, местоположение, общие затраты с точки зрения технологии, доступность ресурсов и рынков, технологические процессы);
Финансовый анализ предприятия, претендующего на реализацию инвестиционного проекта;
Моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
Расчет показателей эффективности инвестиционного проекта для его участников;
Анализ неопределенности и оценка рисков, связанных с осуществлением проекта;
Анализ организационной структуры инвестиционного проекта.
В итоге Заказчик получает экспертное заключение на разработанный инвестиционный проект, включающее:
оценку реализуемости и эффективности инвестиционного проекта;
оценку целесообразности участия в реализации инвестиционного проекта различных сторон;
сравнение вариантов проекта;
анализ соответствия разработанного инвестиционного проекта российским и международным стандартам.
Оценка эффективности инвестиционных проектов проводится в случаях, когда:
идет поиск инвестора, выбор оптимальных условий инвестирования или кредитования, подготовка качественного инвестиционного проекта, выбор условий страхования рисков;
возникают сомнения относительно целесообразности участия в инвестиционном проекте и его эффективности;
существует неопределенность результатов реализуемого инвестиционного проекта.
Оценка рисков
Оценка бизнес плана всегда включает в себя оценку вероятности возникновения самых пессимистичных сценариев развития бизнеса. Основные виды риска:
производственный риск - связан с возможностью невыполнения предприятием своих обязательств перед заказчиком;
финансовый риск - возможность невыполнения финансовых обязательств перед инвесторами вследствие использования для финансовой деятельности заемных средств;
инвестиционный риск - возможность обесценивания инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных, так и из приобретенных ценных бумаг;
рыночный риск - возможное колебание рыночных процентных ставок на фондовом рынке и курсов валют;
политический риск - возможные убытки от нестабильной политической ситуации.
Оценка риска реализации бизнес-плана производится по следующей схеме:
1. Выбор наиболее неопределенных и рисковых параметров бизнес плана (снижение объемов продаж, снижение цены продаж, повышение себестоимости единицы товара и т.д.).
2. Проведение оценки эффективности проекта для предельных значений каждого параметра, вычисление NPV и IRR для различных условий реализации проекта.
3. Анализ сценариев реализации бизнес-плана:
оптимистического;
базового (нормального);
пессимистического.
В основе вывода о возможности положительной реализации проекта должен лежать пессимистический сценарий.
50. Финансовый план как инструмент реализации бизнес – плана
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:
Содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
Дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
Служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов
Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.
51. Экономическая эффективность бизнес – планов
Мы с Вами перешли к заключительной беседе из цикла «Бизнес-планирование».
Ключевые показатели эффективности – это целая система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических целей. Их использование дает организации возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации стратегии.
Показателями эффективности бизнес – проекта являются:
Прибыль
Рентабельность
Точка безубыточности
Запас финансовой прочности
Срок окупаемости - PBP,
Принятая ставка дисконтирования –D
Дисконтированный срок окупаемости- DPBP
Чистая приведенная стоимость- NPV
Внутренняя норма доходности- IRR
Срок возврата заемных средств- RP
Коэффициент покрытия ссудной задолженности (возврат заемных средств)
Основным показателем эффективности любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации.
Следующим показателем, характеризующим, эффективность работы предприятия является рентабельность.
Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия.
Рентабельность является результатом производственного процесса.
Основными показателями рентабельности являются:
1). Рентабельность продукции и продаж
2). Рентабельность вложений предприятия
3). Рентабельность активов
4). Рентабельность производства
5). Общая рентабельность
Она формируется под влиянием факторов, связанных:
- с повышением эффективности оборотных средств
- снижением себестоимости
- повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.
Рентабельность и прибыль – показатели, которые четко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции.
Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, рентабельность является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.
СПРАВКА:
Прибыль – это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.
Рентабельность – это доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Рассчитывается рентабельность просто: это частное от деления прибыли на затраты или на расход ресурсов.
Рентабельность – это состояние фирмы, когда сумма выручки от реализации продукции покрывает затраты на производство и реализацию этой продукции.
Порог рентабельности
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убыток, но еще не имеет и прибыли.
Порог рентабельности — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект не имеет ни прибыли, ни убытка.
Порог рентабельности определяется по формуле:
ПР=Зпост/((ВР-Зпер)/ВР),
где ПР – порог рентабельности,
Зпост – затраты постоянные,
Зпер – затраты переменные,
ВР – выручка от реализации.
Анализ чувствительности и прибыльности.
Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью. Для того, чтобы знать, какой потребуется уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ некоторых факторов. Он позволит нам определить количество единиц продукции или услуг, которое необходимо продать, для того чтобы достичь точки безубыточности - работа без прибыли и убытка.
Рассчитать точку безубыточности
Можно подумать, что анализ безубыточности позволяет ответить на вопрос: "Сколько нужно продать продукции, чтобы предприятие стало прибыльным?" Когда продается продукция, часть выручки идет на покрытие фиксированных затрат:
Эта часть, названная валовой прибылью, равна цене продажи за минусом прямых затрат. Поэтому для проведения анализа валовая прибыль должна быть умножена на количество проданной продукции: точка безубыточности достигается в том случае, когда общая валовая прибыль становится равной постоянным затратам.
Точка безубыточности
Точка безубыточности - минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.
Формула точки безубыточности:
Тб = (В х ПЗ) / (В – ПЗ)
Где:
В – выручка
ПЗ – постоянные затраты
ПР – переменные затраты
Запас финансовой прочности
Запас финансовой прочности предприятия – это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности.
Определяется по формуле:
ЗФП=ВР-ПР,
где ЗФП – запас финансовой прочности,
ВР – выручка от реализации,
ПР – порог рентабельности.
Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.
Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.
Формулы:
Чистая приведенная стоимость: NPV = FCN/ (1 + D)N
Ставка дисконтирования: D = I/FV = (FV-PV)/FV
Срок окупаемости: PBP = И/(Дп + Ам)
Дисконтированный срок окупаемости: DPBP = Т t1 CFt x (1 + r) t > CF 0
Внутренняя норма доходности: IRR = r1 + NPV1 / (NPV1 - NPV2) х (r 2 - r 1)
Возврат заемных средств:
Метод чистой приведенной стоимости - NPV.
NPV, чистый дисконтированный доход - сумма предполагаемого потока платежей, приведенная к текущей (на настоящий момент времени) стоимости. Приведение к текущей стоимости приводится по заданной ставке дисконтирования
Этот метод учитывает зависимость потоков денежных средств от времени. Если рассчитанная чистая стоимость потока платежей больше нуля (NPV>0), то в течение своей жизни проект возместит первоначальные затраты и обеспечит получение прибыли.
Отрицательная величина NPV означает, что заданная норма прибыли не обеспечивается, и проект убыточен. При NPV=0 проект только окупает затраты, но не приносит дохода. Однако такой проект имеет аргументы в свою пользу – в случае его реализации объемы производства возрастут, т.е. компания увеличится в масштабах.
Формула расчета NPV:
Для денежного потока, состоящего из N периодов (шагов), можно записать:
FC = FC1 + FC2 + … + FCN,
Где:
FC – полный денежный поток
FC1 и т.д. – денежные потоки всех периодов
NPV = FC1/ (1 + D) + FC2/ (1 + D) 2 + FC3/ (1 + D) 3…………..и т.д.
Где D — ставка дисконтирования. Она отражает скорость изменения стоимости денег со временем, чем больше ставка дисконтирования, тем больше скорость.
Расчет дисконтирования.
Дисконтирование — это приведение всех денежных потоков (потоков платежей) к единому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчетов стоимости денег с учетом фактора времени.
Формула расчета дисконтирования:
PV=FV*1/(1+i) n
Где:
PV - приведенная к настоящему времени ценность выгод или издержек
FV - будущая ценность выгод или издержек
i - ставка процента или коэффициент дисконтирования в текущем или реальном выражении
n - число лет или срок службы проекта
Ставка дисконтирования.
Ставка дисконтирования (коэффициент дисконтирования)- это процентная ставка, используемая для перерасчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости. Ставка дисконтирования применяется при расчёте дисконтированной стоимости будущих денежных потоков NPV.
PV - первоначальная сумма.
FV - наращенная сумма.
I = (FV - PV) - процентные деньги, проценты.
Формула расчета процентной ставки:
r = I/PV = (FV-PV)/PV
Процентная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).
Обычно процентная ставка известна из условий финансовой операции (например, из условий депозитного или кредитного договора), тогда для наращенной суммы можно записать:
FV = PV*(1+r).
Таким образом, зная процентную ставку и начальную сумму, мы определяем наращенную сумму.
Формула расчета ставки дисконтирования:
d = I/FV = (FV-PV)/FV
Зная ставку дисконтирования и наращенную сумму, решаем задачу дисконтирования (определяем начальную сумму):
PV = FV*(1-d).
Ставка дисконтирования и процентная ставка связаны соотношениями:
r = d * (FV/PV)
d = r * (PV/FV)
Кроме того, т.к. процентная ставка определяется по отношению к начальной сумме, а ставка дисконтирования — к наращенной, процентная ставка больше ставки дисконтирования.
Срок окупаемости проекта.
Срок окупаемости - период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции. При этом временная ценность денег не учитывается. Этот показатель определяют последовательным расчетом чистого дохода для каждого периода проекта. Точка, в которой PV примет положительное значение, будет являться точкой окупаемости. Однако у срока окупаемости есть недостаток. Заключается он в том, что этот показатель игнорирует все поступления денежных средств после момента полного возмещения первоначальных расходов. При выборе из нескольких инвестиционных проектов, если исходить только из срока окупаемости инвестиций, не будет учитываться объем прибыли, созданный проектами.
Формула расчета срока окупаемости проекта:
PBP = И/(Дп + Ам)
Где:
И – инвестиции
Дп – денежный поток за один период
Ам – амортизация
Дисконтированный срок окупаемости.
Дисконтирование — это приведение всех денежных потоков (потоков платежей) к единому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчетов стоимости денег с учетом фактора времени.
Формула расчета дисконтированного срока окупаемости:
DPBP = min_t, при котором сумма Т t1 CFt x (1 + r) t > CF 0
где:
t - число периодов;
CF t - денежный поток для t-го периода;
r - ставка дисконтирования, равна средневзвешенной стоимости капитала
CF 0 - величина исходных инвестиций в нулевой период.
Или
DPP = IC/ PVt
где DPP - дисконтированный период окупаемости, лет;
IC - сумма инвестиций, направленных на реализацию проекта;
PVt - средняя величина денежных поступлений в периоде t.
Внутренняя норма доходности.
Внутренняя норма доходности - IRR (ВНД) — это процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход (NPV) равен 0. NPV рассчитывается на основании потока платежей, дисконтированного к сегодняшнему дню.
Формула расчета внутренней нормы доходности:
IRR = r1 + NPV1 / (NPV1 - NPV2) х (r 2 - r 1)
где r1 - значение выбранной ставки дисконтирования,
при которой NPVi > 0 (NPVi < 0);
r2 - значение выбранной ставки дисконтирования,
при которой NPV2 < 0 (7VPV2 > 0).
Возврат заемных средств.
Заемные средства или заемный капитал - полученный в виде долгового обязательства. В отличие от собственного капитала, имеет конечный срок и подлежит безоговорочному возврату. Обычно предусматривается периодическое начисление процентов в пользу кредитора. Примеры: облигации, банковский кредит, различные виды небанковских займов, кредиторская задолженность.
Долгосрочные кредиты могут быть погашены в серии ежегодных, полугодовых или ежемесячных платежей. Используйте амортизационную таблицу для определения годовой оплаты, когда известна сумма заимствованных средств, процентной ставки и сроков кредитования.
Есть несколько способов, чтобы вычислить срока возврата заемных средств:
- равные суммы платежей за период времени (амортизации);
- равный основной платеж за период времени
- равные платежи в течение определенного периода времени с единовременным платежом в конце, чтобы погасить остаток.
Принципы погашения:
Для расчета суммы платежа, все условия кредита должны быть известны:
- процентная ставка
- сроки платежей (например, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно)
- длина кредита
- суммы кредита.
Заемщики должны понимать:
- как кредиты амортизируются
- как рассчитать платеж и остаток по состоянию на определенную дату
- как вычислить основную сумму и проценты платежа.
Данная информация является ценной, если Вы планируете, получит кредит или инвестиции. Существует программа калькулятор погашения кредитов.
Срок займа - кредит в банке на определенную сумму, которая указывается графиком погашения и плавающей процентной ставкой.
Погашение - акт платежа ранее заимствованных средств у кредитора. Погашение обычно бывает в форме периодических платежей, как правило, включает главную часть плюс проценты в каждый платеж.
График погашения - график периодических платежей по кредиту, с указанием суммы основного долга и суммы процентов.
Для вычисления следующего месяца проценты и основную сумму, вычесть главных Оплата в месяц один из остаток кредита, а затем повторите шаги сверху.
Стандартная амортизация кредита имеет постоянный платеж в течение срока его действия.
Формула расчета стандартной амортизации кредита:
Сак х (Прст х Кпер х Тс)
Где:
Прст - процентная ставка
Кпер - количество периодов.
Тс - первоначальная сумма кредита
Ежемесячный возврат части кредита с уплатой процентов, это метод расчета кредита предусматривающий ежемесячный возврат заранее оговоренной, одной и той же части кредита и ежемесячную уплату процентов.
Величина очередного платежа по кредиту определяется по формуле:
V = pV / n
Величина очередного платежа по процентам определяется по формуле:
I = pV * rate
При ипотеке расчет платежей может проводится по аннуитетной либо дифференцированной схеме.
Аннуитет – это равный ежемесячный платеж в течение всего периода кредитования.
Дифференцированные платежи предполагают ежемесячное уменьшение суммы, которая отдается в счет погашения ипотечного кредита.
Формула расчёта аннуитетного платежа имеет следующий вид:
АП = СК х ПС / (1 – (1 + ПС) – м)
Где:
СК - сумма кредита;
ПС - процентная ставка в долях за месяц , т.е., если годовая % ставка равна 18%, то ПС = 18/(100×12);
м – количество месяцев, на которые берётся кредит.
Применяемая банками формула расчета дифференцированных платежей выглядит так:
Рмп = (Осз / Км) + (Осз х ПрС х Кдвм / Кдвг)
Где:
Осз – остаток ссудной задолженности на дату расчета.
ПрС – процентная ставка
Км – количество месяцев (вернее даже, количество полных платежных периодов), оставшихся до полного возврата кредита.
Кдвм – количество дней в расчетном месяце.
Кдвг – количество дней в году.
Коэффициент покрытия
Коэффициент покрытия рассчитывается как отношение ликвидных средств краткосрочного характера (денежные средства, легкореализуемые требования и легкореализуемые запасы товарно-материальных ценностей) и краткосрочных обязательств.