Пути снижения рисков развития ТОСЭР на Дальнем Востоке

Предлагаются следующие решения по минимизации рисков от проектов ТОР[14]:

– формализация федеральных и региональных задач, стоящих перед ТОСЭР;

– проведение более активной отраслевой государственной политики в целях формирования на ТОСЭР не разрозненных производств, а производственных цепочек (или их частей), интегрирующих резидентов друг с другом и (или) с внешними производствами в России;

– упорядочение работы с резидентами, включая организацию экспертизы расчетов инвестиций для создания инфраструктуры ТОСЭР и реализации проектов резидентов;

– одновременная разработка (коррекция) региональных программ развития для интеграции и координации с проектами ТОСЭР для мультипликации государственных инвестиций в последних;

– дополнительная методическая, организационная и нормативно-правовая поддержка регионов, инициирующих проекты ТОСЭР, со стороны федерального центра.

Идеология создания ТОСЭР находится в русле политики невмешательства государства в экономику, при которой задачей государства определено лишь формирование условий для ведения бизнеса. Аналогичные задачи до этого возлагались на особые экономические зоны (ОЭЗ) и зоны территориального развития (ЗТР), которые, увы, не дали результата.

Однако стоит подчеркнуть, что данный законопроект только начинает функционировать.

На сегодняшний день Правительство РФ озвучило ряд задач, которые необходимо выполнить для реализации задуманного[15]:

1. Разработать эффективную нормативную базу и создать принципиально новые институты для радикального улучшения инвестиционного климата. Для решения этой задачи, в регионе уже создана единая система институтов развития Дальнего Востока. В нее входят ОАО «Дальний Восток», осуществляющая деятельность по инвестиционному и внешнеэкономическому продвижению Дальневосточных территорий, «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока», «Агентство по развитию человеческого капитала», «Фонд развития Дальнего востока и Байкальского региона». Фонд будет участвовать в финансировании инфраструктуры и проектов резидентов ТОР.

2. Создать эффективную транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру, именно поэтому планируется снять инфраструктурные ограничения для дальнейшего роста экономики и общества в целом.

3. Увеличить бюджетное финансирование в рамках других федеральных программ, где сейчас наблюдаются явные перекосы.

4. Перенести на Дальний Восток некоторые государственные компании.

5. Привлечь высококвалифицированные кадры. На данный момент рассматривается проект по привлечению молодых преподавателей (лучших выпускников из центральных вузов страны) в школы Дальневосточного региона сроком не менее трех лет.

6. Планируется трудоустройство сотрудников предприятий моногородов на Дальнем Востоке и даже возможна отсрочка от армии для местных жителей и приехавших туда граждан.

После подписания данного закона, Китай наиболее активно заинтересовался в инвестировании территорий. Китайская корпорация планирует застроить Дальний Восток гидроэлектростанциями, она получит контролирующую долю в 51% акций совместного предприятия, которая и займется строительством новых гидроэлектростанций на российских притоках Амура. Кроме того, китайские банкиры готовы вводить местные компании на дальневосточный строительный рынок и финансировать их проекты.

По словам Главы Министерства Александра Галушки к 2018 году Россия должна войти в число двадцати лучших стран мира по условиям инвестирования и ведения бизнеса. Также он отметил, что ТОР должны быть в первую очередь ориентированы на инвесторов, обеспечивать международные конкурентоспособные условия для ведения бизнеса, так как по направлению развития ТОР Дальний Восток в течение ближайших десяти лет может получить 600 миллиардов рублей инвестиций и более 35 тысяч новых рабочих мест.

Таким образом, появление ТОР является, положительным и весьма не стандартным методом для развития Дальнего Востока. Он может выступить неким драйвером для решения экономических, социальных и других проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, территория опережающего развития – это территория с особым правовым режимом ведения предпринимательской деятельности с масштабными налоговыми и административными государственными преференциями. Таким образом, территории опережающего развития – это, своего рода, ключ к развитию экономики Дальнего Востока, способный улучшить масштабную конкурентоспособность и движение в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Начав экспериментировать с СЭЗ еще в начале 90-х, тогда еще в рамках СССР, Россия до сих пор находится на первом этапе развития специальных территорий – строительство инфраструктуры и привлечение первых инвесторов.

Однако сегодня ТОР являются во многом улучшенным вариантом раннее существующих особых экономических зон и других территорий для осуществления предпринимательской деятельности.

За 2016 год было заключено 111 соглашений с резидентами об осуществлении деятельности в ТОР, было создано более 22 тысяч рабочих мест и вложено инвестиций на сумму 434,4 млрд. рублей. Более того, спектр возможной деятельности варьируется от индустрии туризма до портовой деятельности. Каждый, определенно, сможет применить свои предпринимательские навыки в интересующей сфере.

Освоение ТОРов важно для развития экономики в целом и в частности для населения различных категорий. Особенно для начинающих предпринимателей и для предпринимателей, заинтересованных в развитии бизнеса, а также для молодых и многодетных семей.

Формирование и развитие территорий особого социально-экономического развития остро необходимо для Дальнего Востока России, так как вполне могут способствовать развитию региональной экономики, решению конкретных приоритетных экономических задач и реализации стратегически важных программ и проектов с привлечением иностранных инвестиций. Воплощение всех или большей части предложенных и разработанных мер может сделать Дальний Восток совершенно особой по налоговому и административному статусу территорией с экспортно-ориентированной моделью развития.

На сегодняшний день на Дальнем Востоке создано 18 территорий опережающего социально-экономического развития. Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» содержит норму, гласящую, что после трех лет со дня вступления в силу соответствующего федерального закона ТОСЭР могут создаваться и на других территориях. То есть к 2018 году можно прогнозировать активное появление ТОСЭР в других федеральных округах, если данный инструмент региональной политики оправдает возложенные на него надежды.

Наши рекомендации