Группировка обязательств баланса по срочности их оплаты

Код группы Группа активов баланса Элементы пассивов
П1 Наиболее срочные обязательства Кредиторская задолженность  
П2 Краткосрочные пассивы Сумма краткосрочных кредитов, задолженности перед участниками (учредителями) по выплате доходов и прочих краткосрочных обязательств
П3 Долгосрочные пассивы Общая величина долгосрочных обязательств
П4 Постоянные пассивы Сумма собственного капитала и приравненных к нему средств (доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей)

Для определения ликвидности баланса необходимо сопоставить проведенные расчеты групп активов и групп обязательств. Баланс считается ликвидным при следующих соотношениях групп активов и обязательств: А1 ³ П1; А2 ³ П2; А3 ³ П3;

А4 £ П4. Сравнение 1 и 2 групп активов с первыми двумя группами пассивов показывает текущую ликвидность, т.е. платежеспособность или неплатежеспособность организации в ближайшее к моменту проведения анализа время. Сравнение третьей группы активов и пассивов показывает перспективную ликвидность, т.е. прогноз платежеспособности предприятия.

Ликвидность предприятия определяется с помощью коэффициентов:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности:

Ка.л. = В / (Н + М). (20)

Нормальное ограничение Ка.л. ³ 0,2 - 0,5. Коэффициент показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время.

2. Коэффициент покрытия или текущей ликвидности:

Кт.л. = Ао / (Н + М). (21)

Нормальное ограничение Кт.л. ³ 2. Коэффициент показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства.

Анализ эффективности использования оборотных активов.Важнейшую часть финансовых ресурсов организации составляют оборотные активы. От их состояния зависит успешное осуществление производственного цикла, т.к. недостаток оборотных активов прерывает производственный цикл и в конечном итоге приводит предприятие к невозможности платить по своим обязательствам и приводит к банкротству. Большое влияние на состояние оборотных средств оказывает их оборачиваемость. От нее зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных активов, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов. В свою очередь это отражается на себестоимости продукции и в конечном итоге на финансовых результатах предприятия. Все это определяет необходимость постоянного контроля за оборотными активами и анализа их оборачиваемости.

Показатели анализа оборачиваемости оборотных активов рассмотрены в теме «Основной и оборотный капитал организации».

Анализ финансовых результатов.Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Исходя из порядка формирования прибыли ведется ее факторный анализ, цель которого - оценка динамики показателей прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты предприятия ряда факторов, в т.ч. роста (снижения) себестоимости продукции; роста (снижения) объема ее реализации; повышения ее качества и расширения ассортимента; анализ показателей рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и т.д.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность, которая характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

В настоящее время предприятия (организации) применяют следующую систему показателей:

- рентабельность производства – отношение прибыли к себестоимости (затратам), характеризующее окупаемость затрат и позволяющее планировать цены и прибыль;

- рентабельность продукции (продаж) – отношение прибыли к объему продаж, исчисляемое на базе общей прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли, прибыли до налогообложения и позволяющее предприятию контролировать ценовую политику и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

- рентабельность предприятия, капитала (активов) – отношение общей прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли к сумме всех активов предприятия или отдельным их элементам.

Кроме общих показателей рентабельности находят применение и частные:

- рентабельность собственного капитала;

- рентабельность материальных активов;

- рентабельность инвестиционного капитала (собственного капитала и долгосрочных обязательств).

Повышение рентабельности возможно за счет:

- реструктуризации предприятий (организаций);

- усовершенствования финансового менеджмента;

- снижения себестоимости (использования более дешевых видов сырья, материалов, топлива, сокращения затрат на обслуживание и управление производством и т.д.);

- увеличения объемов производства и реализации продукции;

- увеличения эффективности использования производственных ресурсов;

- улучшения качества продукции и повышения цен на нее.

Финансовое планирование деятельности

организации

Финансовое планирование, его задачи и организация. Основные инструменты и методы финансового планирования. Виды финансовых планов. Бизнес-план. Составление финансовых смет (бюджетирование). Текущее финансовое планирование. Оперативное финансовое планирование.

Финансовое планирование – это один из базовых инструментов управления финансами организаций, который рассматривается как процесс определения основных направлений и конкретных параметров развития финансовой системы организаций. Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования средств предприятия для обеспечения его производственного и социального развития. Задачи финансового планирования: выявление резервов увеличения доходов предприятия (организации); эффективное использование финансовых ресурсов; определение наиболее рациональных инвестиций; увязка показателей финансового плана с финансовыми результатами; определение финансовых взаимоотношений с коммерческими банками, бюджетом, другими предприятиями.

Основными рабочими инструментами финансового планирования являются:

1) контрольные цифры, устанавливающие предельные величины конкретных параметров, не имеющие нормативного характера (например, динамика прибыли предприятия за определенный период времени);

2) финансовые показатели, устанавливающие конкретные значения отдельных элементов или финансовых процессов и имеющие для соответствующих подразделений организации строго нормативный характер (например, объем реализации в плановом периоде);

3) финансовые лимиты – разновидность финансовых показателей; они определяют верхнюю или нижнюю границу планируемого параметра (например, лимит запасов готовой продукции);

4) экономические нормативы, отражающие плановую зависимость показателей друг от друга (например, норматив фонда оплаты труда, определяющий его конкретную величину в процентах от объема реализации).

Финансовое планирование на предприятии основано на использовании следующих методов:

1. Метод экономического анализа, позволяющий определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

2. Нормативный метод, заключающийся в том, что на основе заранее установленных норм и технико – экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия (организации) в финансовых ресурсах.

3. Метод балансовых расчетов основан на прогнозе поступлений средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату и в перспективе и позволяет определить будущую потребность в финансовых средствах.

4. Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и используется для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов.

5. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального варианта.

6. Методы экономико – математического моделирования позволяют количественно выразить варианты взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами их определяющими.

Различают следующие виды финансовых планов:

1. Стратегические (перспективные) финансовые планы определяют важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства; они являются основной формой реализации целей предприятия (например, бизнес – план).

2. Текущие финансовые планы (годовой баланс доходов и расходов).

3. Оперативные (краткосрочные) финансовые планы.

Бизнес – план содержит следующие основные разделы: вводная часть (резюме); обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие; производственные план; организационный план; план маркетинга; финансовый план; оценка экономической эффективности.

Ключевым разделом бизнес-плана является финансовый план. Он отражает объем денежных потоков – поступлений и платежей по конкретному проекту.

Главным инструментом разработки бизнес – плана является сметное планирование (бюджетирование). Смета (бюджет) – это форма планового расчета, которая определяет программу действий предприятия (организации) на предстоящий период. Основные цели составления смет:

1. Увязка текущих и перспективных планов;

2. Координация действий различных подразделений предприятия;

3. Детализация общих целей производства и доведение их до руководителей различных подразделений предприятия;

4. Управление и контроль за производством;

5. Стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия;

6. Определение будущих параметров деятельности;

7. Сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы.

Сметное планирование включает в себя два этапа:

1) планирование, которое заключается в определении будущих целей;

2) мониторинг, т.е. анализ текущей хозяйственной деятельности и выполнения запланированных решений.

Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой.

Различают два подхода к составлению смет:

1) разработка сметы «с нуля». Применяется в случаях, когда проектируется новое изделие или предприятие (организация) меняет профиль работы;

2) планирование «от достигнутого».

При разработке бизнес – плана составляются следующие сметы:

1. Смета реализации продукции.

Смета реализации продукции – это первоначальный этап финансового планирования. Объем реализуемой продукции рассчитывается с учетом количества единиц продукции, планируемой к реализации, и цены единицы продукции.

2. План производства продукции.

План производства продукции составляется для определения объема продукции, намечаемой к производству для обеспечения планируемого объема реализации. Объем производства продукции рассчитывается по формуле:

Опр = К + Мк – Мн, (22)

где Опр – количество единиц продукции, планируемых в производстве;

К – количество единиц продукции, планируемых к реализации;

Мк – желательный запас готовой продукции на складе на конец планируемого периода;

Мн - ожидаемый запас готовой продукции на складе на начало планируемого периода.

3. Смета прямых затрат на оплату сырья, материалов.

4. Смета прямых затрат на оплату труда.

5. Смета переменных накладных расходов.

6. Смета административных и коммерческих расходов.

7. Смета себестоимости продукции.

8. Отчет о прибылях и убытках.

9. Кассовый план.

10. Прогнозный балансовый отчет.

Прогнозный балансовый отчет отражает остатки по укрупненным балансовым статьям с учетом конечного сальдо, начального сальдо, оборота по дебиту и по кредиту.

На основании перспективных планов путем их конкретизации и детализации разрабатываются текущие финансовые планы. При составлении текущих финансовых планов осуществляется увязка каждого вида вложений с источником финансирования.

Текущий финансовый план предприятия состоит из двух разделов:

1. Доходы и поступления средств (прибыль от реализации; прибыль от прочей реализации; доходы от курсовых разниц по операциям в иностранной валюте; амортизация; долгосрочные кредиты; ссуды на пополнение оборотных средств; арендная плата; целевое финансирование и поступления из бюджета; целевое финансирование и поступления из внебюджетных фондов; безвозмездная финансовая помощь; прочие доходы и поступления).

Итого доходов.

2. Расходы и отчисления средств (платежи в бюджет; отчисления в специальные

фонды; отчисления на благотворительные цели; выплаченные дивиденды; долгосрочные инвестиции; погашение долгосрочных ссуд и уплата процентов по ним; пополнение оборотных средств; погашение ссуд на пополнение оборотных средств; резервы предстоящих расходов и платежей; резервы по сомнительным долгам; прочие расходы и отчисления).

Итого расходов.

В процессе текущего финансового планирования составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану. В ней по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов и приравненных к ним средств, а по горизонтали – источники финансирования. Такая таблица позволяет выявить целевой характер использования финансовых ресурсов, сбалансировать доходы и расходы по статьям.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении краткосрочных финансовых планов, которые позволяют финансовой службе обеспечить оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксируют происходящие изменения в платежеспособности предприятия и ликвидности его активов. Они дают возможность отслеживать состояние собственных средств, а также указывают на необходимость использования средств в виде заемного и другого привлеченного капитала.

Оперативное финансовое планирование включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, кредитного плана.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того, чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана. В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

На предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек.

Кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу организации. Кассовый план представляется организациями в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно – кассовом обслуживании.

Кредитный план – оперативный финансовый план, в котором обосновывается размер кредита, сумма , которую нужно будет выплатить кредитной организации с учетом возврата процентов по кредиту, эффективность использования кредита в производственно – хозяйственной деятельности предприятия.

Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет повысить эффективность финансовой деятельности организации, обеспечить ее целенаправленность.

Наши рекомендации